12 августа отмечается День Военно-воздушных cил России, учрежденный указом президента РФ от 29 августа 1997 года "Об установлении Дня Военно-воздушных сил".
Дата празднования Дня ВВС была подтверждена указом президента России от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации". Согласно указу День ВВС получил статус памятного дня.
Дата праздника была определена по найденному в архивах приказу по Военному ведомству России от 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 года, согласно которому была сформирована специальная воздухоплавательная часть в Главном управлении Генерального штаба. Этот день и принято считать отправной точкой в создании военной авиации России.
Первые самолеты, пригодные для использования в военных целях, появились в начале XX века. С 1910 года Военное министерство России начало приобретать самолеты и готовить военных летчиков. К августу 1914 года в русской военной авиации имелось уже 39 авиаотрядов, насчитывавших 263 самолета.
Первая мировая война значительно ускорила дальнейшее развитие военной авиации. На полях сражений были подтверждены широкие возможности боевого применения самолетов: вначале для разведки, а затем для поражения наземных и воздушных целей.
К концу Первой мировой войны военная авиация России из вспомогательного средства разведки и связи превратилась в самостоятельный род войск, включавший в себя разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиации.
Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. К декабрю 1920 года в ВВС имелось 83 авиаотряда, в том числе 18 морских.
После окончания Гражданской войны за короткий срок были восстановлены и частично расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. В 1924-1933 годах на вооружение поступили истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-5, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ —3.
В 1940-1941 годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, штурмовиков Ил-2.
Совершенствовалась организационная структура ВВС. В 1924 году в ВВС основной организационной единицей стала эскадрилья, с 1927 года началось формирование авиационных бригад, в 1933 году созданы авиационные корпуса тяжелобомбардировочной авиации, а в 1936-1938 годах оперативные объединения тяжелобомбардировочной авиации — три армии особого назначения. В 1939-1940 годах ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную.
К началу Великой Отечественной войны в ВВС имелось 79 авиационных дивизий и 5 авиационных бригад, было сформировано 19 авиационных полков, вооруженных новыми типами самолетов, продолжалось оснащение частей ВВС новой техникой и реорганизация авиационного тыла.
В первые дни войны советские ВВС понесли значительные потери. В тяжелых условиях принимались меры по укреплению ВВС, перестройке авиационной промышленности, подготовке авиационных кадров. К середине лета 1943 года советские ВВС прочно завоевали стратегическое господство в воздухе.
За годы войны советские ВВС совершили около 3125 тысяч самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике.
В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тысяч самолетов противника.
В послевоенный период произошел переход от поршневой авиации к реактивной, продолжалось совершенствование организационной структуры частей и соединений. Одним из компонентов стратегических ядерных сил стала дальняя авиация, основу которой составили сверхзвуковые ракетоносцы. Фронтовая авиация была оснащена сверхзвуковыми всепогодными бомбардировщиками, истребителями-бомбардировщиками, штурмовиками, истребителями, разведчиками, транспортными и специальными самолётами. Военно-транспортная авиация получила на вооружение современные большегрузные самолёты.
В 1991 году в составе Военно-воздушных сил СССР имелось 20 объединений, 38 дивизий и 211 авиационных полков.
Произошедший в конце 1991 года распад Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны (ПВО) России. Значительная часть авиационной группировки (около 35%) осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе — 2500 боевых).
Также на их территориях осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР сократилась в Российской Федерации практически вдвое (в первую очередь — на Западном стратегическом направлении). Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС.
В этот период боевой состав ВВС и авиации ПВО был представлен почти исключительно самолетами четвертого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31). Общая численность ВВС и авиации ПВО сократилась почти втрое — с 281 до 102 авиаполков.
В 1992 году Россия приступила к строительству Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны как неотъемлемой части собственных Вооруженных Сил.
В соответствии с указом президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствования их структуры" к 1 января 1999 года был сформирован новый вид Вооруженных Сил — Военно-воздушные силы, в котором были объединены два самостоятельных вида Вооруженных Сил: Военно-воздушные силы и Войска Противовоздушной обороны (ПВО).
В 2003 году в состав Военно-воздушных сил была передана армейская авиация, в 2005-2006 годах — часть соединений и частей войсковой ПВО, оснащенных зенитными ракетными системами С-300В и комплексами "Бук".
В организационной структуре ВВС произошли серьезные изменения — в 2009-2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой (бригадно-батальонной) системе управления Военно-воздушными силами.
Были ликвидированы авиадивизии и авиаполки. Созданы семь крупных авиационных баз с мощной инфраструктурой.
На смену самолетам четвертого поколения приходят их новые модификации, а также современные типы самолетов (вертолетов), имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики.
Современные Военно-воздушные силы являются важнейшей составной частью Вооруженных Сил РФ. В настоящее время они предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск; поражения войск и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск других видов Вооруженных Сил и родов войск.
ВВС России включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты), топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.
По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.
Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады Воздушно-космической обороны.
Главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ — генерал-лейтенант Виктор Бондарев.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. 2004. В 8 томах)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников