"Шереметьево" — один из крупнейших международных аэропортов. Обслуживает пассажиров, прилетающих и улетающих из Москвы и столичного региона. Маршрутная сеть аэропорта составляет более 200 направлений.
Официальной датой рождения аэропорта считается 11 августа 1959 года, когда на его полосу впервые совершил посадку рейсовый Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда.
Однако история "Шереметьево" началась 1 сентября 1953 года, когда вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково в Подмосковье.
Изначально аэропорт строился как главный аэродром военно-воздушных сил Советской армии. Свое название будущий аэропорт получил по двум расположенным неподалеку объектам — жилому поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги.
25 октября 1953 года на станцию "Лобня" прибыл первый эшелон военных строителей. Началось строительство аэродрома "Шереметьевский".
В 1957 году была введены в строй первые объекты аэродрома: взлетно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ). На аэродроме были размещены системы радио- и светотехнического обеспечения полетов.
Начальником аэродрома "Шереметьевский" был назначен Василий Борисов — прославленный летчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
7 октября 1957 года состоялась первая посадка воздушных судов на аэродроме. В "Шереметьевском" приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октябрьской революции.
31 декабря 1957 года на аэродром "Шереметьевский" были перебазированы военно-транспортные самолеты 2-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения, которые до этого 15 лет дислоцировались на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе.
В июле 1959 года на аэродроме произвел посадку правительственный Ту-104, который прибыл из Лондона с генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым на борту. В речи, обращенной к журналистам, Хрущев пообещал, что в ближайшем будущем в СССР появятся аэропорты международного класса. Тогда же было решено передать аэродром "Шереметьевский" в ведение Гражданского Воздушного Флота (ГВФ).
30 июля 1959 года был подписан приемо-сдаточный акт между военным и гражданским авиационными ведомствами.
В августе того же года постановлением Совета Министров СССР Центральный аэродром ВВС "Шереметьевский" прекратил существование.
Решением правительства он был передан Главному управлению ГВФ. На базе военного аэродрома должен был развернуться новый аэропорт столицы.
11 августа 1959 года на аэродром впервые совершил посадку гражданский рейсовый самолет Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. На следующий день газета "Советская Россия" объявила об официальном открытии нового аэропорта.
10 мая 1960 года на аэродром из города Тушино были перебазированы два летных отряда Управления полярной авиации, имевшие в своем составе самолеты ЛИ-2, Ил-2, Ил-14, Ан-2, Ту-4 и вертолеты Ми-2, Ми-4.
1 июня 1960 года был выполнен первый международный рейс по маршруту Шереметьево — Шенефельд (Германия) на самолете Ил-18 Внуковского авиаотряда.
2 июня 1960 года состоялось официальное открытие аэропорта "Шереметьево".
10 июля 1962 года был открыт новый маршрут Москва — Гавана — Москва. Протяженность трассы составляла 31 тысячу километров. Это была самая дальняя и сложная воздушная трасса "Аэрофлота". Она проходила над Сахарой и водами Атлантического океана, в географических широтах с очень сложными, резко меняющимися погодными условиями. С 7 января 1963 года на самолетах Ту-114 начались регулярные рейсы по этой межконтинентальной трассе. Беспосадочные полеты такой продолжительности не осуществляла ни одна авиакомпания мира.
18 сентября 1962 года из аэропорта "Шереметьево" впервые в истории гражданской авиации стартовал групповой перелет вертолетов Ми-4 вглубь Арктики без сопровождения самолетов.
11 февраля 1964 года "Шереметьево" приобрел статус международного аэропорта, объединившись согласно приказу начальника ГУ ГВФ "Об организации Транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУ МВЛ)" с международной авиагруппой Московского управления транспортной авиации.
В том же году открылось новое здание аэровокзала, получившее название "Шереметьево-1.
К 1964 году "Шереметьево" обслуживал рейсы 18 зарубежных авиакомпаний, на аэродроме приземлялись до десятка воздушных судов различных типов. К концу 1965 года "Аэрофлот" имел соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи ТУ МВЛ выполняли регулярные рейсы. Большинство международных рейсов осуществлялось из аэропорта "Шереметьево".
20 ноября 1967 года состоялся первый трансатлантический рейс Москва-Нью-Йорк.
В октябре 1972 года было начато строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-2), размеры которой позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. В 1974 году строительство полосы было завершено, в эксплуатацию она была введена в 1977 году.
В 1975 году "Шереметьево" стал членом Международной Ассоциации Аэропортов.
17 ноября 1977 года было заложено новое здание аэровокзального комплекса "Шереметьево-2", 1 января 1980 года комплекс был сдан в эксплуатацию. Торжественное открытие комплекса состоялось 6 мая 1980 года.
11 ноября 1991 года "Международный аэропорт Шереметьево" получил юридический статус госпредприятия вместе с постоянным свидетельством о регистрации, выданным Московской регистрационной палатой.
В июне 1995 года в аэропорту был открыт Центр деловой авиации.
9 июля 1996 года "Международный аэропорт Шереметьево" стал самостоятельным юридическим лицом — открытым акционерным обществом.
12 марта 2007 года был открыт новый Терминал С, расположенный рядом с Терминалом B (ранее "Шереметьево-1").
10 июня 2008 года был введен в эксплуатацию современный железнодорожный терминал "Аэроэкспресс", было открыто прямое железнодорожное сообщение Москва — Шереметьево с Савеловского вокзала столицы.
28 августа 2009 года было открыто регулярное железнодорожное сообщение между Белорусским вокзалом города Москвы и аэропортом "Шереметьево".
15 ноября 2009 года был введен в эксплуатацию Терминал D площадью 172 тысячи квадратных метров и пропускной способностью 12 миллионов человек в год.
В конце 2009 года ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" было принято решение перейти на международную буквенную — на латинице — систему обозначения терминалов взамен цифровой. Терминал "Шереметьево-2" стал называться Терминал F (SVO-F).
Терминал "Шереметьево-1" стал Терминалом В (SVO-B).
30 апреля 2010 года был введен в эксплуатацию Терминал Е пропускной способностью семь миллионов пассажиров в год и площадью 76 тысяч квадратных метров.
В ноябре того же года завершилась интеграция трех терминалов D, E, F и железнодорожной станции "Аэроэкспресс" в единый Южный аэровокзальный комплекс посредством пешеходных галерей.
В апреле 2011 года "Шереметьево" впервые в своей истории вошел в тройку лучших аэропортов Восточной Европы по качеству обслуживания по итогам 2010 года, согласно ежегодному рейтингу независимой исследовательской компании Skytrax Research (Великобритания).
25 мая 2011 года аэропорт запустил собственный микроблог в Twitter.
16 января 2012 года был введен в эксплуатацию Терминал А, предназначенный для обслуживания пассажиров бизнес-авиации площадью три тысячи квадратных метров и пропускной способностью до 75 тысяч пассажиров в год.
В августе 2012 года Федеральным агентством воздушного транспорта выдано разрешение на строительство новой взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Шереметьево (ВПП-3), которая должна появиться к чемпионату мира по футболу 2018 года.
16 октября 2012 года в "Шереметьево" был введен в эксплуатацию первый в России специализированный терминал, предназначенный для обслуживания трансферных грузов.
В мае 2013 года в "Шереметьево" в Терминале Е Южного терминального комплекса открылся первый среди аэропортов России капсульный отель, находящийся в "чистой зоне".
10 сентября того же года была открыта вертолетная площадка "Шереметьево-А", расположенная рядом с Терминалом А.
В 2013 году "Шереметьево" был признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров по результатам международной исследовательской программы ASQ (Airport Service Quality) ACI (Международный совет аэропортов) в 2012 году, стал лауреатом премии Института Адама Смита в номинации "Лучший проект реконструкции аэропорта России и СНГ", лауреатом премии им. Елены Мухиной — престижной награды, которую получают предприятия и общественные деятели за внесение вклада в социализацию инвалидов и развитие адаптивного спорта.
По итогам 2013 года "Шереметьево" вошел в список наиболее комфортных для семейных пассажиров аэропортов Европы по рейтингу глобального сайта для поиска путешествий Skyscanner.
В марте 2014 года аэропорт получил статус "Лучший международный аэропорт России" по результатам опроса экспертного и отраслевого сообщества, который был организован Институтом Адама Смита.
Пассажиропоток аэропорта "Шереметьево" по итогам 2013 года составил 29 миллионов 256 тысяч человек, что на 11,7% больше, чем в 2012 году.
По итогам производственной деятельности за первое полугодие 2014 года количество обслуженных пассажиров в начале года возросло на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и достигло 14,5 миллионов человек.
83,04% акций ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" принадлежит государству в лице Росимущества, владельцем 8,9% акций является ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии", 4,2% принадлежит ООО "Инвестиционная компания Внешэкономбанка ("ВЭБ Капитал")", 3,7% — ОАО "Банк ВТБ".
Генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" — Михаил Василенко.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников