Развитие арктических районов России и обеспечение безопасности региона в целом являются сегодня одной из наиболее актуальных международных проблем современности. Россия, будучи активным членом Арктического совета, инициирует проведение различных международных форумов по проблемам развития Арктики, на которых обсуждаются вопросы безопасности, развития транспортной системы, средств телекоммуникаций, добычи минеральных и биоресурсов, а также защиты окружающей среды.
Не стала исключением и прошедшая накануне в Нарьян-Маре четвертая международная встреча представителей стран Арктического совета под эгидой Совета безопасности РФ.
Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев ответил руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову на ряд вопросов о тематике встречи, а также о международной безопасности.
— Сегодня, наверное, уже можно подводить предварительные итоги четвертой международной встречи представителей стран Арктического cовета?
— Действительно, четвертая встреча Арктического совета завершилась накануне в Нарьян-Маре. Напомню, что первая встреча была проведена на борту ледокола "Ямал" в 2011 году, вторая встреча прошла в Мурманске в 2012 году с посещением самого северного пограничного отделения ФСБ РФ "Нагурское", в 2013 году встреча была проведена в Салехарде, в процессе ее проведения участники посетили дрейфующую станцию "Борнео" и Северный полюс.
На нынешней встрече были проведены крупные учения "Арктика-2014" в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением подразделений Минобороны, Минтранса, МЧС, ФСБ, а также поисково-спасательных сил и средств компаний "Лукойл" и "Газпром". Учения прошли успешно, все задействованные силы действовали быстро и слаженно.
Мы наблюдали за учениями с борта нефтедобывающей морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" — уникального технологического сооружения с передовыми технологиями. И что очень важно — проведенные учения показали, что такие технологии экологичны и даже в случае возникновения нештатной ситуации, что практически нереально, позволяют оперативно ликвидировать негативные последствия для окружающей среды.
Кроме того, на этой встрече прошла презентация российской системы освещения обстановки в Арктике, разработанной по инициативе Совета безопасности РФ исключительно на российском программном обеспечении. Думаю, что эта система будет очень востребована в будущем различными министерствами и ведомствами.
— Проблеме защиты окружающей среды было много уделено внимания?
— Безусловно. Наш приоритет в арктической политике — комплексный подход в решении всех возникающих проблем. Экономика ни в коем случае не должна вступать в конфликт с экологией. Именно для этого мы собираем ведущих ученых, экспертов, экологов, бизнесменов и обсуждаем назревшие проблемы.
Хотел бы также отметить тот важный момент, что в Арктике проживают коренные народы, для которых охота, оленеводство и рыболовство не хобби, а жизненная необходимость. И мы должны очень внимательно относиться как к окружающей среде, так и к социальному развитию этих народов, не забывая про вопросы медицины, образования, культуры, занятости.
— Есть ли отличие данного форума от предыдущих?
— Несомненно. В 2011-2013 годах участие в заседаниях Арктического совета принимали исключительно делегации членов данного объединения, их на сегодняшний день восемь. В этом году впервые в Нарьян-Маре в работе также участвовали представители стран-наблюдателей, среди которых Китай, Индия, Южная Корея и Сингапур. Таким образом, в нашем мероприятии приняли участие делегации из 11 государств.
Правда, на этот раз делегация США, страны-члена Арктического совета, участие в мероприятии не приняла.
— Это связано с событиями на Украине?
— Свое неучастие они не объяснили, но в двухсторонних контактах американцы высказывают заинтересованность в сотрудничестве по Арктике.
— И все-таки об Украине. Хотел бы задать вопрос относительно массового перехода украинских военнослужащих через российскую границу. Как бы вы могли прокомментировать данный инцидент?
— Сегодняшнее руководство Украины пришло к власти в результате государственного переворота при финансовой поддержке США, о чем говорила Виктория Нуланд.
Часть населения это не устроило, и они высказывались за расширение полномочий регионов, соблюдение прав нацменьшинств и за придание русскому языку статуса государственного.
Эти требования были проигнорированы официальным Киевом, людей назвали террористами и развязали против них военные действия с использованием всех видов вооружения. При этом население страны дезинформировалось о реальном положении дел.
Призванные в армию лица получили объективную информацию, только когда стали непосредственными участниками конфликта. Положение их усугублялось не только отсутствием боеприпасов, преступными приказами командования, но и отсутствием средств к существованию. У них сформировалось устойчивое нежелание участвовать в братоубийственной войне, этим и продиктован их переход на территорию России.
— Вы считаете правильным, что мы оказали им помощь?
— Да, точно так же мы оказываем помощь всем гражданам Украины, которые вынуждены покинуть свою территорию.
— Какой же тогда выход? Готова ли Россия стать посредником в переговорах между двумя сторонами конфликта?
— Вы абсолютно правильно заметили, что Россия не является стороной конфликта, но упомянутые события происходят в непосредственной близости от нашей границы. Мы заинтересованы в том, чтобы на Украине наступил мир, а стороны сели за стол переговоров и решили существующие проблемы.
Что касается посредничества, то мы, конечно, готовы содействовать переговорному процессу и неоднократно об этом заявляли. Россия продолжит предпринимать все усилия для скорейшей деэскалации напряженности.