Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля по старому стилю) 1844 года в городе Чугуеве (ныне Украина) в семье военного поселенца.
Учился в военной школе на отделении топографии. После закрытия отделения по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову, где Илья проработал около четырех лет.
В 1863 году после неудачной попытки поступления в Академию художеств Репин стал учиться в частной рисовальной школе, где преподавал художник Иван Крамской.
В 1864 году Илья Репин был принят в Императорскую академию художеств (ИАХ, ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина), которую окончил в 1871 году.
Будучи студентом академии, в 1869 году он был награжден Малой золотою медалью за картину, написанную на программу "Иов и его друзья".
Во время своего путешествия по Волге в 1870 году Репин написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них он создал по заказу великого князя Владимира Александровича картину "Бурлаки на Волге", оконченную в 1872 году. Эта картина, изображающая тяжкий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства.
В 1872 году художник получил Большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Иаира".
По окончании академии Репин получил пенсион (содержание) от ИАХ для дальнейшего совершенствования за границей. В 1873-1876 годах он предпринял путешествие в Италию и Францию. В Париже художник написал "Парижское кафе" и сказочного "Садко".
С 1876 года Илья Репин являлся академиком, с 1893 года — действительным членом Императорской академии художеств.
В 1878-1891 годах Репин был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Конец 1870-х — 1880-е годы — наиболее плодотворный период творчества художника. В это время появляются его лучшие произведения — портреты, картины социальной направленности, исторические полотна.
На выставках товарищества передвижников были представлены наиболее известные в будущем картины Репина "Правительница Софья Алексеевна в монастыре" (1879), "Крестный ход в Курской губернии" (1883), "Не ждали" (1884), "Иоанн Грозный и его сын Иван" (1885).
В 1892 году на выставке произведений Репина и Шишкина в Академии художеств впервые была представлена картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и более 30 этюдов к ней. Картина имела успех и была приобретена императором Александром III за 35 тысяч рублей — за столь высокую цену даже меценат Павел Третьяков был не в состоянии ее купить.
В лице Репина обрел талантливого мастера жанр реалистического живописного портрета. В каждой модели художник сумел найти неповторимо-индивидуальное своеобразие, богатство психологии, характера, внутреннего мира. В разное время Репиным были выставлены портреты хирурга Николая Пирогова, предпринимателя Павла Третьякова, художника Ивана Крамского, актера Михаила Щепкина, писателей Ивана Тургенева и Льва Толстого и многих других известных людей того времени.
Одним из самых знаковых в его творчестве стал портрет композитора Модеста Мусоргского, который был написан за четыре дня в Николаевском военном госпитале, где впоследствии музыкант скончался. По отзывам современников композитора, художнику удалось передать натуру, характер, весь внешний облик Мусоргского.
Репиным были созданы эффектные многофигурные портреты "Славянские композиторы" (1871-1972), "Торжественное заседание Государственного совета" (1901-1903), написанный совместно с Борисом Кустодиевым и Иваном Куликовым на правительственный заказ. В этом полотне Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур.
Илья Репин также вел активную педагогическую деятельность. В 1894-1907 годах он был преподавателем, а с 1898 года по 1899 год ректором в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. Одновременно в 1895-1899 годах преподавал в частной художественной студии княгини Марии Тенишевой в Санкт-Петербурге. Среди его учеников были Борис Кустодиев и Игорь Грабарь, частные уроки брал Валентин Серов.
С 1899 года художник жил в имении "Пенаты" в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области) на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.
В 1917 году Репин написал новый вариант "Бурлаков" под названием "Быдло империализма", тем самым приветствуя революцию. Позже, отъединенный в "Пенатах" от Советской России, когда Финляндия обрела независимость, он неоднократно выражал неприятие нового советского режима, осуждая красный террор и новую орфографию русского языка.
В 1922-1925 годах Репин написал одну из лучших своих религиозных картин — "Голгофу", проникнутую беспросветным трагизмом.
Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо Климента Ворошилова в 1926 году) художник не возвратился на родину, хотя дарил советским музеям свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями.
29 сентября 1930 года Илья Репин скончался в имении "Пенаты". Похоронен в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам.
В 1937 году Корнеем Чуковским был выпущен сборник мемуаров художника и его статей об искусстве "Далекое близкое", впоследствии неоднократно переиздававшийся.
В июне 1940 года в усадьбе "Пенаты" открылся Мемориальный музей Ильи Репина. В 1944 году, во время Великой отечественной войны, дом сгорел. Экспонаты были вывезены и хранились в здании Академии художеств. В июне 1962 года возрожденная усадьба приняла посетителей.
В 1944 году имя Репина было присвоено Институту живописи, скульптуры и архитектуры (бывшей Императорской академии художеств).
В 1948 году поселок Куоккала был переименован в Репино.
В 1952 году именем Репина были названы улица (бывший Соловьевский переулок в Василеостровском районе), площадь (бывшая Калинкина в Октябрьском районе) в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
В 1957 году на Приморском шоссе, рядом со станцией Репино был установлен памятник известному живописцу.
В 1958 году в Москве был открыт памятник художнику на Болотной площади, в 1962-1993 годах называвшейся площадью Репина.
Мемориальные музеи Репина также были открыты в 1969 году на Украине в городе Чугуеве, где живописец гостил у родителей с 1876 по 1877 год, в 1988 году — в Белоруссии в усадьбе "Здравнево", где художник проживал с 1892 года.
Илья Репин был дважды женат. Его первой супругой была дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Вера Шевцова. В 1887 году они расстались.
Второй раз художник женился в 1899 году на писательнице и фотографе, адмиральской дочери Наталье Нордман-Северовой, которая ради брака с Репиным порвала со своей семьей.
От первого брака у Ильи Репина было четверо детей — три дочери Вера (1972-1948), Надежда (1874-1931) и Татьяна (1880-1957), сын Юрий (1977-1954).
Сын пошел по его стопам, окончил Академию художеств. С 1903 года работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах, за которые был награжден несколькими премиями. В 1930-е годы стал иконописцем.
Старшая дочь Вера была артисткой Александринского театра, в 1922 году переехала в отцовское имение "Пенаты", где стала полноправной хозяйкой, взяв на себя все бытовые заботы.
В течение нескольких месяцев перед смертью отца все дети жили в "Пенатах". После кончины Репина его вторая дочь Надежда, имевшая слабое психическое здоровье, умерла в 1931 году. Вера и Юрий переехали в Хельсинки, а Татьяна с семьей в эмигрировала во Францию.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников