Николай Малишевский (Беларусь), Центр международной журналистики и исследований
Согласно заявлениям европейских чиновников, из трех «европейских» постсоветских республик Молдавия, наряду с Грузией, «зафиксировала самый большой прогресс в рамках программы ЕС «Восточное партнерство».
Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил об этом еще 30 ноября 2012 года по итогам второго саммита лидеров «Восточного партнерства». А 23 января 2013 года, на встрече с премьер-министром Молдавии В.Филатом, глава управления Европейской комиссии по внешним связям Гуннар Виганд сообщил, что «имеются все предпосылки», чтобы Молдавия первой среди стран «Восточного партнерства» заключила так называемое соглашение об ассоциации с ЕС. Прибывший в тот же день в Кишинев вице-премьер Люксембурга Жан Ассельборн в ходе встречи с В.Филатом отметил, что Молдавия – «единственная страна «Восточного партнерства», заслуживающая продвинутого диалога с ЕС».
Благодаря этому «продвинутому диалогу» и подписанию соглашения об ассоциации Кишинев берет на себя множество обязательств перед ЕС. Тот же не только не имеет никаких обязательств перед Молдавией, но еще и требует от национального государства делегирования на наднациональный уровень множества полномочий. Например, молдавская сторона, вопреки собственной конституции, должна взять на себя долгосрочное обязательство гарантировать приведение своего законодательства в соответствие с европейским, плюс внедрять в свою правовую систему каждый свежепринятый документ структур Евросоюза. Причем, в отличие от стран Восточной Европы, выполнявших это требование в процессе вступления в ЕС, о приеме Молдавии никто не заикается. Здесь же можно упомянуть необходимость отказа как от национальных стандартов и тех, что действуют в СНГ, как несоответствующих европейским.
Все это влечет за собой:
• Внедрение вместо национальных всего списка западноевропейских стандартов, от размеров нарезки болтов-гаек до разновидностей дорожных знаков и ширины колеи железных дорог (в Европе она уже на 85 мм). Всего — более 20 тысяч стандартов!
• Невозможность для любого молдавского предприятия поставлять свою продукцию в страны Единого экономического пространства, в настоящее время использующие и возрождающие ряд советских ГОСТов.
• Ликвидацию государственного статуса железных дорог, в свою очередь автоматически влекущую — из-за прекращения дотирования госбюджетом — значительный рост тарифов на перевозки грузов и цен на поездки в пассажирских поездах.
• Невозможность реанимации отечественного производства сельскохозяйственной техники, которая ранее экспортировалась в десятки стран мира, включая, например, Францию.
По сути, «благодаря» подписанию соглашения, Молдавия попадает в неоколониальную зависимость от корпораций развитых стран. Ее экономика превращается в жертву очень жестких, убийственных для нее квот, стандартов и ограничений. Ложь о том, что это делается ради некоей «модернизации», пусть и влекущей уничтожение якобы «неконкурентоспособных» предприятий малого и среднего бизнеса, а также целых видов и отраслей экономики, равноценна уверению, что покраска пары-тройки наиболее крепких стойл модернизирует разваливающийся хлев.
Лишь несколько примеров.
Согласно официальным данным, Молдавия экспортирует как исходное сырье фуражную пшеницу, ячмень, кукурузу и бобовые. Взамен получает мясо – только по ценам, просто неподъемным для национального производителя. Причина: технологический отрыв европейцев, плюс субсидии в 300-350 и более евро на гектар, в то время как молдаване не могут дотянуть даже до 20 евро. При этом европейцы усиленно добиваются ускоренного снятия импортных пошлин – в первую очередь, на мясомолочную продукцию из ЕС. Взамен молдаванам обещают предоставить через кишиневских чиновников гранты на создание лабораторий по сертификации своей продукции.
Имеющая, причем в избытке, собственные маслоэкстракционные мощности Молдавия экспортирует вместо растительного масла исходное сырье – рапс и подсолнечник. Это при том, что подсолнечниковый шрот является стратегической добавкой при откорме скота. Превышающие более чем десятикратно цены единицы импортируемого товара над экспортом по рапсу, подсолнечнику и кукурузе свидетельствуют, помимо прочего, что молдаване де-факто финансируют научные агропроекты и разработки Евросоюза, откуда Кишинев закупает посадочный и иной репродуктивный материал. А ведь еще сравнительно недавно молдаване сами массово экспортировали семенной материал данных культур, производством которых занималась целая плеяда признанных ученых-селекционеров и научно-производственных объединений Молдавии. Теперь все эти люди, в лучшем случае, могут мыть или класть плитку в уборных аналогичных НИИ Евросоюза.
Соглашение с ЕС жестко ограничивает объемы поставок в Европу всех видов молдавской агропродукции. Например, поставки сахара — речь идет о десятках тысяч тонн — будут снижены в 10 раз, пшеничного зерна — в 3 раза. По более чем 20 видам агротоваров Молдавия обязана каждый год снижать на 1 процент экспортную пошлину – до полного обнуления! Заодно будет полностью регламентирована и запрещена торговля «самовыращенной» в домашних хозяйствах продукцией – от натурального масла и молока до мёда, винограда и томатов. Впрочем, импорт последних из ЕС в некогда «помидорную» Молдавию и так уже давно превысил экспорт.
Вся, навязываемая Евросоюзом система многочисленных технических параметров и квот направлена на удушение молдавского производителя. Производившая в советское время миллионы тонн фруктов, овощей, мяса и молочной продукции Молдавия получает по соглашению об ассоциации следующие квоты на беспошлинный экспорт в ЕС: яблоки — до 80 тысяч тонн, сливы — до 20 тысяч, виноград — до 20 тысяч тонн. И это квоты удвоенные, «в порядке исключения», за хорошее поведение Кишинева, о чем с помпой трубит на весь мир в эти дни еврокомиссар по сельскому хозяйству и развитию сельских районов Дачиан Чолош.
При этом никаких послаблений по остальной продукции никто делать не собирается. Недаром же сельскохозяйственные войны за квоты не утихают даже между членами ЕС.
Помимо квотирования и таможенных пошлин европейцы, защищая и продвигая интересы собственных производителей, постоянно меняют пищевые стандарты. Тем самым блокируя и не допуская на свой рынок «нежелательный» импорт. Например, недавно в дополнение к международным стандартам управления качеством (ISO 9001 и 14001) введены принципиально новые требования – НАССР, Hazard Analysis and Critical Control Points. Эта новая система управления безопасностью пищевых продуктов предусматривает анализ рисков и создание системы наблюдения и инспекции в так называемых критических точках контроля на всех стадиях и в любом месте процесса производства: от качества получаемого сырья, изготовления и хранения до упаковки и реализации продукции. Поэтому производитель, не имеющий документов, подтверждающих наличие у него такой системы, в особенности для готовой продукции, просто обречен.
Маячащие перед Молдавией проблемы с отлаженным сбытом товаром и услуг, а также статус маргинала в ЕС – точнее, при ЕС — это полбеды. Кишиневских чиновников ничему не учит наглядный пример соседей, вроде Болгарии, уничтожившей после вступления в ЕС целые отрасли и превратившейся из крупнейшего экспортера овощей и фруктов в импортера болгарского перца и томатов. Но ведь помимо Запада, есть еще Восток, с его рынком рабочей силы для молдаван в странах Таможенного союза.
Разрыв кооперационных связей с российскими, белорусскими и казахскими партнерами будет иметь для молдавской стороны печальные последствия. В среднесрочной перспективе (5-7 лет) компенсировать их просто нечем. Это прекрасно понимают фермеры из северных районов Молдавии, уже выходящие на массовые акции протеста и перекрывающие участки дорожных магистралей с требованиями денонсировать соглашение с ЕС и возобновить переговоры с Москвой об экспорте молдавской продукции в Россию, являющуюся на сегодняшний день главным ее импортером.
Соглашение с ЕС жестко увязывает экологические требования Европы в виде «предельных значений выбросов для существующих предприятий» на загрязнение окружающей среды с возможностью закрытия производств. После вступления соглашения в силу, Молдавии будут диктовать «потолок» цен на газ и электроэнергию. Проще говоря, ради прозападного выбора придется значительно повышать цену на газ и свет для простых молдаван.
Соглашение ведет не только к уничтожению молдавского производства/импорта и отрыву Молдавии от СНГ, но и к поглощению Румынией. Либо — к украинскому варианту с возможностью силового сценария и румынской военной интервенции. Бухарест считает Молдавию незаконно аннексированной частью единого румынского государства, исторически расположенного по обоим берегам разделяющей их реки Прут. Все чаще со стороны румынских официальных лиц звучат заявления о возможности присоединения правобережной Молдавии к Румынии, в том числе — и без Приднестровья.
Так, 27 ноября прошлого года румынский президент Траян Бэсеску заявил, что новым фундаментальным государственным проектом Румынии — после вступления в НАТО и Евросоюз — станет объединение с Молдавией. И уже 2 января провозгласил в обращении к нации: «Наступивший 2014 год должен стать годом, в котором мы честно и открыто заявим, что Молдавия – это румынская земля». Одновременно с этими заявлениями молдавский конституционный суд официально признал государственным языком Молдовы румынский…
Большинство подобных шагов обусловлено не долгосрочными экономическими соображениями, а сиюминутными политическими играми с Евросоюзом, печальные последствия которых будут сказываться годами. Устремления отдельных высокопоставленных чиновников и лоббистов в пользу соглашения с ЕС не следует отождествлять с волей всего молдавского народа. В то же время, кто и почему тянет Молдавию в неоколониальную зависимость от ЕС, знать нужно. Этих людей можно разделить на две группы.
Первая – часть так называемой «кухонной интеллигенции» и национал-энтузиастов, не имеющих никакого отношения к реальному сектору экономики и производству. По сути, это оторванные от реальности идеалисты, полагающие, что добрые люди из ЕС решат все их проблемы и устроят им жизнь, «как в Европе».
Вторая – чиновники, имеющие свои бизнес-интересы или связи с предпринимательскими структурами на Западе. У этих людей отсутствуют мотивы для развития молдавской экономики.
С одной стороны, нахождение у власти — или при ней, в случае с представителями так называемой «системной оппозиции» и «гражданского общества», живущими на западные гранты — предоставляет более простые способы личного обогащения: передел собственности, распил бюджета, протекционизм, монополизм. С другой – личное благосостояние больше зависит от западных грантов и идущих через их руки кредитов ЕС на дорожное строительство, реформу судебной системы и прочие цели, чем от молдавского производства и экспорта товаров.
Специалисты и эксперты Всемирного банка именуют совокупность вышеописанных явлений «кумовским капитализмом» (crony capitalism) и «захваченным государством» (captured state). При этом олигархические кланы полностью контролируют в Молдавии не только государственные институты, но даже сами символы либеральной демократии. Посему в данном случае вполне уместно говорить — и некоторые молдавские эксперты уже призывают к этому — не только о «захваченном государстве», но и о «захваченной справедливости» (captured justice), «захваченной свободе» (captured liberty), «захваченной демократии» (captured democracy).
В симбиозе с соглашением об ассоциации с ЕС, а, по сути, с западными корпорациями, это ведет к уничтожению руками самих молдаван практически всех производств с более-менее весомой добавленной стоимостью. Плюс страна получает всеобъемлющее и тотальное исключение из технологических процессов интеллектуальной составляющей. Запад, наоборот, приобретает дополнительный рынок сбыта для своих производителей, а также высвобождающийся человеческий ресурс Молдавии для нужд своей экономики. Причем ресурс, который, учитывая демографическую ситуацию, он может скрупулезно фильтровать и квотировать, решая по своему усмотрению, кто, как и в каком количестве может, и может ли в принципе, и дальше существовать на территории Молдавии.
Таким образом, все квоты, стандарты и ограничения, навязываемые молдавскому народу соглашением об ассоциации с ЕС, по сути, являются не стандартами жизни «как в Европе», а квотами на элементарное выживание.