МОСКВА, 30 июл — РИА Новости, Наталья Копылова. Российские госбанки, попавшие под санкции, год-полтора могут продержаться без заимствований из Европы и США, считают эксперты, опрошенные РИА Новости. При этом азиатские рынки в силу своей специфики не смогут заменить долларовый рынок, поэтому все надежды банков — на помощь ЦБ.
Таким образом, первичный рынок евробондов в долларах, евро и швейцарских франках, в которых привыкли занимать наши эмитенты, окончательно закрылся для отечественных госбанков. Эксперты, опрошенные РИА Новости, альтернатив долларовому рынку видят немного.
Запас прочности на полгода
Эксперты не считают положение госбанков таким уж безысходным. Некоторые из них успели в первом полугодии, до и после обострения украинского кризиса, разместить по приемлемым ценам свои еврооблигации, номинированные в долларах, евро и в офшорных юанях.
Поэтому определенный запас прочности у банков есть. По мнению инвестбанкиров, полгода банки протянут вообще без заимствований, а без новых размещений в Европе и США могут обойтись год-полтора.
С исполнением обязательств в текущем году проблем также возникнуть не должно, считает руководитель дирекции анализа долговых инструментов "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Дудкин. По его подсчетам, в 2014-2015 годах объем долларового рефинансирования банков, попавших под американские санкции, составляет порядка 8 миллиардов долларов, "что будет не очень сложно покрыть из собственных средств".
"Из числа таких банков наибольшая концентрация погашений в 2014 году у Газпромбанка, которому нужно вернуть 2,2 миллиарда долларов. В теории ему вполне могут помочь либо акционеры, либо ЦБ, однако, скорее всего, эта помощь не понадобится", — полагает эксперт.
По подсчетам "Уралсиб Кэпитал", размер обязательств ВТБ по еврокоммерческим бумагам и евробондам в 2014-2015 годах составляет 1,95 миллиарда долларов, Банка Москвы — около 1 миллиарда долларов, Газпромбанка — 3,2 миллиарда долларов, ВЭБа — 1,3 миллиарда долларов.
Хотя средств вроде бы пока достаточно, банки уже начали искать альтернативные источники финансирования. Первое, что приходит на ум, — азиатские рынки. Практически все российские госбанки имеют опыт либо размещения собственных евробондов в этом регионе, либо организации выпусков евробондов клиентов.
Однако эксперты сходятся во мнении, что азиатские рынки не смогут полностью заменить долларовые.
"Никакой альтернативы закрытым рынкам нет. Будут попытки размещать больше бумаг на азиатских рынках, но заменить долларовый рынок азиатские не могут. Среди рисков там, естественно, основным будет валютный. Банкам будет необходимо хеджировать обязательства в новых валютах", — говорит Дудкин.
С ним согласен портфельный управляющий УК "КапиталЪ" Дмитрий Постоленко. "Вряд ли азиатские рынки, которые являются нишевыми и имеют специфику, смогут заменить инвесторов из США и Европы", — говорит он.
"Помимо основных запретов в рамках санкций, большую роль играют и косвенные эффекты — нежелание и большая осторожность в предоставлении займов стране, на которую наложены санкции. В итоге вряд ли стоит сильно полагаться на Азию, исключая возможные предоплаты по сырьевым контрактам. Придется больше рассчитывать на свои силы и помощь российских властей, особенно если режим санкций усилится или продлится длительное время", — добавляет главный экономист ING в России и СНГ Дмитрий Полевой.
Банковский сектор не упадет
Анализируя введенные и планируемые санкции против российских банков, эксперты сошлись во мнении, что негативный эффект от них будет выражаться в увеличении стоимости фондирования.
"Однако и в этом случае нет уверенности, что чистая процентная маржа банков пострадает, поскольку рост стоимости обязательств можно будет переложить на потребителей кредитных ресурсов", — говорит Дудкин из "Уралсиб Кэпитал".
Таким образом, основным негативом от санкций для российских банков может стать общее ухудшение настроения инвесторов, клиентов и контрагентов.
Эксперты также не исключают, что от сложившейся ситуации могут выиграть частные банки, не попавшие под санкции: в случае нормализации ситуации вокруг Украины они могут получить доступ к внешним рынкам.
"Это может произвести неожиданный эффект удара по гегемонии госбанков и госсектора в целом, оформившейся в 2008-2009 годах", — предположил Дудкин.
Как США и Евросоюз ввели санкции против российских политиков и бизнесменов
США и ЕС не признают присоединения Крыма к России и обвиняют Москву во вмешательстве в дела Украины. Россия это отрицает и называет подобные обвинения неприемлемыми. Западные страны с марта уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний и угрожали расширить ограничительные меры. Последним случаем применения подобной практики стали июльские санкции.
Евросоюз 26 июля ввел санкции против 15 россиян и представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также против ряда крымских компаний, таких как Севастопольский морской порт и общественная организация "Соболь". В частности, в санкционный список попали директоры Федеральной службы безопасности Александр Бортников и Службы внешней разведки России Михаил Фрадков, секретарь российского Совбеза Николай Патрушев, его заместитель Рашид Нургалиев и член совета Борис Грызлов, главы Чечни Рамзан Кадыров и Краснодарского края Александр Ткачев.
В Вашингтоне и Брюсселе при этом готовы при необходимости расширить санкционные списки. Полный список российских граждан и компаний, попавших под санкции, — в материале РИА Новости >>