В навигацию 2014 года судам Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) предстоит перевезти для нужд Якутии 1,3 миллиона тонн грузов. О проблемах навигации в арктических районах РИА Новости рассказал первый заместитель генерального директора пароходства Сергей Емельянов.
— Сергей Витальевич, какую роль играет ЛОРП в транспортном обеспечении Якутии?
— Пароходство является безальтернативным перевозчиком стратегических и жизненно важных грузов — топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, товаров народного потребления для Якутии и еще нескольких субъектов РФ: Чукотки, севера Красноярского края, Иркутской области.
В навигацию 2014 года перед ЛОРП стоит задача завезти 1,3 миллиона тонн грузов: 800 тысяч тонн сухогруза и 500 тысяч тонн наливных грузов. На сегодняшний момент завезено 710 тысяч тонн. То есть уже перевезено на 70 тысяч тонн больше, чем в навигацию 2013 года.
— Несколько дней назад стартовал самый сложный этап навигации — арктический. Расскажите, как он проходит.
— Действительно, этот этап навигации — самый сложный. В 2014 году в пункты арктического побережья нам необходимо завезти 400 тысяч тонн грузов (200 тысяч тонн сухогруза и 200 тысяч тонн —налив). Суда класса река-море имеют ограничения по сезону, району и условиям плавания. Навигация в арктических районах для наших судов начинается с 20 июля и заканчивается 30 сентября. Первые суда Ленского пароходства подошли к Быкову мысу (устье Лены) 17 июля, а 22 июля — зашли на реку Яна.
К сожалению, ледовая обстановка в этом году не самая благоприятная. Пока природа не на нашей стороне. пролив Дмитрия Лаптева и прибрежная зона Восточно-Сибирского моря на восток от реки Яна забиты густым льдом. Поэтому пока мы можем работать только до Яны.
Ждем, когда очистится от льда прибрежная зона вдоль побережья до рек Индигирка и Колыма.
Пока же из 400 тысяч тонн для арктического завоза с 20 июля отгружено на суда и завезено 82 тысячи тонн, что на 20 тысяч больше чем, в 2013 году. Сейчас мы выгружаемся в порту Нижне-Янск на реке Яна. Но при первой же возможности уйдем на Индигирку и Колыму.
— Еще одна опасность во время арктической навигации — мелководье на некоторых реках. В прошлом году из-за этого удалось завезти не весь объем грузов.
— Да, навигация 2013 года была мелководной на верхнем участке Лены — от Осетрово до Витима. С 5 августа и до конца навигации Администрация Ленского бассейна ввела ограничение по осадке. Флот встал в ожидании нужных глубин. Даже мелкосидящий флот вынужден был работать с коэффициентом загрузки 30-20%. С 28 августа ситуация повторилась на отмелях реки Индигирка, было также введено ограничение по осадке. Фактические глубины весь сентябрь были меньше необходимых.
Надеемся, что в этом году подобного удастся избежать. Сейчас на отмелях Индигирки работает земснаряд, он разрабатывает новую прорезь, которая, по информации Администрации Ленского бассейна, будет короче и прямее. Надеюсь, что глубины будут соответствовать гарантированным.
Кстати, эта проблема характерна не только для Якутии. В этом году на Волге столкнулись с подобной проблемой — там мало воды. Ведь судоводители работают только на безопасных глубинах, и они не могут пройти некоторые участки.
— Одна из свежих новостей — Якутия получила контрольный пакет акций пароходства…
— Действительно, 17 июля 2014 года федеральный пакет акций в размере 25,5% Ленского объединенного речного пароходства был безвозмездно передан республике. Отныне в руках региона контрольный пакет. Напомню, что ранее республике принадлежало 25,5% акций ЛОРП, столько же было у федерального центра, остальные акции — у частных лиц.
Переговоры с федеральным центром глава республики Егор Борисов вел более трех лет, проходили они непросто. Но в конце концов благодаря действиям главы и правительства республики удалось убедить Москву не продавать федеральную часть акций, а передать ее Якутии безвозмездно.
— Чем это выгодно республике?
— Учитывая, что Ленское пароходство — безальтернативный перевозчик, в том числе для арктических и труднодоступных районов Якутии, это очень важно для нашего региона. Сохранение контрольного пакета акций ОАО "ЛОРП" в собственности республики гарантирует завоз жизнеобеспечивающих грузов для северо-востока страны. В случае приобретения пакета акций частным собственником могла возникнуть угроза продажи или вывода за пределы Ленского бассейна судов река-море для круглогодичной работы — чтобы получать прибыль.
Мы помним печальный опыт 90-х годов, когда от ЛОРП отделились предприятия Иркутской области. В результате более 40 судов класса река-море были выведены за пределы Ленского бассейна и проданы. Поэтому сохранение ЛОРП в собственности Якутии жизненно важно для жителей нашего региона.