Майдари-хурал (Круговращение Майдари) — буддийский праздник в честь Будды Майдари (санскр. Майтреи). Легенда приписывает введение Майдари-хурала реформатору тибетского буддизма Дже Цзонхаве в 1409 году.
Один из шести ежегодных крупных буддийских молебнов посвящен приходу на землю Майтреи — Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода "правления нашим миром Будды Шакьямуни".
Согласно учению махаяны, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита — буддийского рая в cансаре (цепи перерождений), проповедует там учение (дхарму) богам и ожидает времени, когда сможет снизойти на землю. Согласно сутрам Махаяны, Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, также был воплощен на небесах Тушита. Приняв решение совершить свое последнее перерождение в мире людей, и уже спускаясь с небес Тушиты, Шакьямуни возложил свою корону на голову Будды Майтреи.
В священных сутрах сказано, что с приходом Будды Майтреи на земле воцарится счастье и радость. Продолжительность жизни людей достигнет 84 тысяч лет и миром будет править чакравартин — справедливый правитель-буддист.
Культ Майтреи особенно популярен в Центральной Азии и именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его характерными атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо Дхармы.
Майдари-хурал является одним из самых торжественных праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество людей.
Праздник отмечается в летние месяцы в разгар сельскохозяйственных работ и празднуется в течение нескольких дней.
В 2014 году праздник начнется 30 июля.
В первый день ламы декламируют тексты священной буддийской книги Ганжур — 108-томного собрания учения Будды Шакьямуни.
Основной обряд молебна — Круговращение Майдари — проходит во второй день празднования. Церемония символизирует объезд Майдари вокруг Вселенной и распространение на неё его благодати.
Священнослужители читают молитвы призывания, почитания и восхваления, подносят мандалу Будде Майдари.
Обычно хурал длится с восхода солнца до заката и сопровождается службами у всех четырёх ворот монастыря (южных, западных, северных, восточных).
После праздничного молебна из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение зеленого коня или белого слона.
Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Двигаясь по ходу солнца, колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря.
Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра, голоса которого покрываются ревом огромных труб (ухыр-бурэ), якобы подражающих голосу небесного слона. Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы, свирепо отгоняющие осмелившихся приблизиться к колеснице верующих. Каждый из верующих оставляет в дацане какое-нибудь приношение — деньги, одежду, продукты, которые вечером будут разделены между монахами дацанским казначеем.
Верующие по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтреи: они считают, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю, когда и наступит "счастливая и радостная жизнь!".
Люди из толпы часто пытаются дотронуться до скульптуры Майтреи, считая, что таким образом получают благословение.
Процессия движется в течение всего дня вдоль наружной стены, подолгу останавливаясь у каждого ее поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда произошло и название праздника — "Круговращение Майтреи".
Неотъемлемой частью Майдари-хурала является мистерия Цам (тибет. чам — танец), традиция проведения которой возобновилась в крупных буддийских монастырях Бурятии, Тувы и Калмыкии. Цам — танец мистического содержания, во время которого монахи, облаченные в костюмы и маски персонажей буддийского пантеона, с помощью символических жестов и движений представляют победу буддийского учения над злыми духами, жизни над смертью, добра над злом. Для исполнения Цама каждый крупный буддийский монастырь имеет свой набор масок, костюмов и музыкальных инструментов.
Пляска лам, облаченных в фантастические костюмы и маски, собирает тысячи верующих и может длиться несколько часов.
Кульминационный момент Цама — сжигание жертв (пирамиды сор и др.), приносимых буддийским божествам — защитникам веры.
Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.
В честь Майдари-хурала все верующие Бурятии и гости республики имеют возможность поклониться нетленным мощам Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Доступ прихожан к нетленному телу открывается лишь несколько раз в год.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников