Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская
Прославленная в лике великомучениц, раннехристианская святая Марина была одной из жертв гонений на христиан во времена правления императора Диоклетиана (284—305 годы). Ее первый агиограф — Феотим – был свидетелем ее казни. Достоверность изложенных им событий подтверждают исследования мученических актов — юридических римских протоколов, сохранившихся в греческом переводе.
Разные редакции жития святой, расходясь в деталях, в главном повествовании сходятся. Дочь языческого жреца из города Антиохии, Марина в младенчестве лишилась матери и была воспитана кормилицей-христианкой. В 12 лет под впечатлением рассказа о непорочном зачатии и рождении Иисуса, она дала обет никогда не выходить замуж. А через три года случайно встретивший ее префект провинции силой забрал ее с собой с вполне, впрочем, благородным намерением — жениться. Руку и сердце он ей предложил эффектно – в центре города с подиума префекта, никак не ожидая получить публичный отказ. А встретив непонятный ему отпор, да еще сопровождавшийся исповеданием христианской веры, запустил традиционную для того времени мучительную процедуру "вразумления", закончившуюся казнью.
Среди легендарных сюжетов жития святой Марины самый популярный – явление ей дьявола в темнице после пыток. Особенность, отличающая Марину от других святых дев и даже мужей, в том, что сатане — в отличие от людей, перед которыми девушка бессильна — она, продолжая творить молитву, оказала активное физическое сопротивление, а заметив лежавший в углу медный молот, схватила его и начала бить им сатану по голове, удерживая его за волосы.
По преданию, во время казни отвергнутый жених закрыл лицо плащом, чтобы не видеть, как Марине отрубают голову, а воин, исполнивший обязанности палача, по свидетельству очевидцев, тут же закололся тем же мечом. В тот же день в 304 году в Антиохии казнили еще 85 христиан.
Почитание святой Марины началось практически сразу после ее смерти. На ее каменной гробнице каждый год в день ее памяти служили литургию. В VIII веке частица мощей святой была перенесена в Константинополь и до взятия города крестоносцами в 1204 году хранилась в монастыре Христа Всевидящего (Пантепонта). Вывезенный в 1213 году Иоанном де Бореа серебряный ларец-мощевик с кистью святой и надписью по-гречески «мощи св. Марины» еще в XVII веке видели в Венеции, в храме ее имени. Другая частица мощей в 908 году была привезена в Монтефьясконе в Тоскане. Сегодня частицы мощей святой великомученицы Марины хранятся во многих монастырях Афона, в Зугдиди (в Грузии), в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках — в ларце, привезенном с Афона в 1863 году.
Ряд исследователей полагают, что на каком-то этапе на Западе Марина в латиноязычной агиографии оказалась переименованной в Маргариту просто в порядке обратного перевода прозвища «жемчужина, перл», данного ей за красоту и благородство, и в разных частях Европы святую начали почитать под разными именами – православные как Марину, католики как Маргариту. Правда в 494 году папа Геласий I признал было ее житие апокрифом, но в эпоху крестовых походов ее почитание на Западе возобновилось и со времен эпидемии чумы 1346 – 1349 годов в католической церкви Маргарита Антиохойская входит в группу из 14 древних святых — помощников. По преданию, она была одной из святых, являвшихся Жанне д’Арк.
Майдари-хурал — Круговращение
Праздник посвящен приходу на землю Майтреи — Будды "грядущего мирового периода", то есть той эпохи, которая наступит после окончания "правления миром Будды Шакьямуни". Согласно учению махаяны (одного из основных направлений буддизма), Будда Майтрея (2владыка, нареченный Состраданием", грядущий Учитель человечества) пребывает на небесах Тушита (они четвертые снизу из шести небес богов Мира желаний или Мира страстей, там обитают перевоплощенные существа, соблюдавшие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не пей спиртного), ожидая, когда наступит время его схождения на землю.
Знамением его пришествия должны стать уменьшившиеся в размерах океаны — чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. К тому времени исчезнут смерть, войны, голод, болезни, на земле воцарится общество терпимости и любви. А людям откроется истинная драхма (совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка), чтобы можно было создать новый мир.
Санскритский текст "Майтреявьякарана" (2Пророчество Майтреи") утверждает, что боги, люди и другие существа будут поклоняться Майтрее и утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут: свободные от всяческой нищеты они смогут пересечь "океан становления" и будут вести святую жизнь. Им ничего не будет принадлежать — ни золото или серебро, ни дом, ни близкие. Они разорвут сеть страстей, смогут входить в священный транс, и им будет принадлежать "изобилие радости и счастья".
Майдари-Хурал — один из самых торжественных буддийских праздников, на который в монастыри съезжается огромное количество паломников. Празднуют его три дня. В первый проводится Ганжур хурал — на нем ламы декламируют 108-томное собрание Учения Будды Шакьямуни.
Основной день праздника — второй. В этот день после праздничного хурала из храма выносят скульптурное изображение Майтреи, сажают его на колесницу с балдахином, в которую впрягают деревянного коня или слона. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие, звеня колокольчиками под аккомпанемент других религиозных музыкальных инструментов, идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Окруженная верующими колесница медленно по ходу солнца обходит вокруг монастыря, подолгу останавливаясь у каждого поворота для чтения молитв и чаепития. Отсюда и название праздника — "Круговращение Майтреи". Торжество завершается праздничным угощением и подношением подарков членам монашеской общины.
В дацанах традиционной сангхи России, по традиции, после праздничного угощения устраивают народные игры "Эрын Гурбан Наадан" ("Три игры мужей"), в которых участники соревновуются в бурятской национальной борьбе бухэ барилдаане, конных скачках и стрельбе из лука.
В отличие от прочих Будд, Майтрею обычно изображают сидящем на троне со спущенными вниз ногами. Его атрибутами является золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия (амритой) и колесо дхармы. Культ Майтреи особенно популярен в Центральной Азии — именно там во многих монастырях есть его гигантские статуи.