Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бордунов: Boeing 777 пал жертвой несоблюдения Украиной норм ICAO

© Fotobank.ru/Getty ImagesОполченец на месте крушения самолета Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines на Украине
Ополченец на месте крушения самолета Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines на Украине
Российские военные на брифинге 21 июля обнародовали данные контроля обстановки, которая складывалась на территории Донецкой области перед крушением Boeing. Эти сведения вызывают много вопросов к Киеву.

МОСКВА, 24 июл — РИА Новости. Ответственность за катастрофу Boeing 777 Malaysia Airlines эксперты, опрошенные РИА Новости, возлагают на правительство Украины. Киевские власти фактически ошиблись в оценке опасности района боевых действий для гражданских судов, говорят они.

Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля в Донецкой области. На борту лайнера находились 298 человек, среди которых 85 детей и 15 членов экипажа. Все они погибли. Киевские власти обвинили в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые могли бы сбить самолет на такой высоте.

Российские военные на брифинге 21 июля обнародовали данные объективного контроля обстановки, которая складывалась на территории Донецкой области перед крушением Boeing. Эти сведения вызывают много вопросов к Киеву: здесь и повышенная активность украинских РЛС в день трагедии, и обосновавшийся рядом с территорией ополченцев зенитно-ракетный комплекс "Бук", и военный самолет, зачем-то приблизившийся к лайнеру совсем незадолго до катастрофы.

Юристы и авиационные эксперты настаивают, что независимо от того, к каким выводам придёт комиссия по расследованию катастрофы, ответственность за трагедию целиком лежит на украинских властях.

Черные ящики Boeing 777 не повреждены – посол РФ в Малайзии
"Черные ящики" Boeing 777 не повреждены – посол РФ в Малайзии

Недооценили опасность

Ответственность за авиакатастрофу с Boeing 777, согласно поправке 3-bis к Чикагской конвенции, а также нормативам ICAO — DOC 9554/932 — несет Украина, сообщил РИА Новости эксперт ICAO, глава правления Независимого института международного права Виталий Бордунов. Он напомнил, что, ратифицировав Чикагскую конвенцию в 2003 году, Украина автоматически стала членом ICAO.

Бордунов напоминает, что по поправке 3-bis стране-участнику вменяется в обязанность воздерживаться от применения силы против гражданских судов.

Либо "в случае разумных оснований для подозрений, что территория по маршруту следования воздушного судна используется в целях противоречащих данной конвенции" (в районе может быть использовано оружие в отношении самолета) закрыть ее для выполнения полетов.

Не предупреждены — не защищены

Согласно другому международному документу — DOC 9554/932, "ответственность за принятие специальных мер по обеспечению безопасности международных полетов в районе военных действий несут государства, обеспечивающие обслуживание воздушного пространства, затронутого конфликтом".

Принцип работы авиационного чёрного ящика
Как устроен авиационный "черный ящик""Черный ящик" - бортовой самописец, который ведет запись основных параметров полета и переговоров экипажа на цифровые носители. Имеет прочный металлический герметичный корпус.
Более того, принятие достаточных мер для безопасности пассажиров вменяется тоже в обязанность авиационным властям страны. Даже если ей не удалось договориться с другой стороной конфликта ("их координация с вооруженными силами, задействованными в вооруженном конфликте, не начата или не завешена").

Документ предписывает государству, на территории которого имеет место вооруженный конфликт, "основываясь на имеющейся информации <…> определить его географический район, оценить опасность или потенциальную опасность для международной гражданской авиации".

После подобной оценки власти должны выпустить международное извещение — NOTAM, содержащее необходимые рекомендации по мерам безопасности. Это извещение необходимо обновлять с учетом хода событий. Все документы — отправлять не только участникам рынка, но и региональному подразделению ICAO.

Если государство не запретило полеты над этой территорией, сочтя, что опасности для полетов там нет, а Украина оставила открытым эту зону на магистральных эшелонах более 10 тысяч метров, ему немедленно нужно уделить внимание выработке специальных соглашений с государствами, участвующими в конфликте.

Договоренности должны касаться координации между военными и гражданскими ведомствами, организующими воздушное движение, инструктажа персонала, порядка опознавания гражданских воздушных судов военными органами, передачи предупреждений и навигационных рекомендаций экипажам.

В документе подчеркивается, что в обязанность контролирующим органам этой страны вменяется постоянно напоминать экипажам проявлять повышенную бдительность при выполнении полетов непосредственно в районе вооруженного конфликта или транзите через него.

На месте крушения малазийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска
Росавиация готова поделиться с ICAO информацией по крушению BoeingПри необходимости Росавиация также готова направить на Украину экспертов для оказания помощи в расследовании гибели малайзийского "Боинга".
Кроме этого, Украина нарушила межправительственные соглашения с Нидерландами, согласно которым государства обязуются обеспечивать безопасность граждан другой страны на своей территории.

Сочли Крым опаснее Донецка

"Тем не менее пространство над Крымом украинские власти сочли более опасным, чем над Донецком, несмотря на то что конфликт в активной стадии", — отмечает председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Известный блогер Илья Валиев отмечает, что, возможно, полностью закрыть район для полетов Украина не решилась из-за вероятных финансовых потерь. "Ведь одна проводка самолета в воздушном пространстве России за 100 километров стоит порядка 78 долларов, в Украине — примерно столько же", — пишет он. Для страны с пошатнувшейся экономикой — это была серьезная статья бюджета.

Сейчас над территорией Украины интенсивность воздушного движения упала в разы. Трафик в основном перенаправлен авиакомпаниями через Турцию и Грузию. Частично он идет севернее Украины — над территориями Белоруссии, Литвы, Латвии, следует из данных flightradar24.

Командир воздушного судна "Аэрофлота" Андрей Литвинов обращает внимание на другой аспект. Разбираясь в деталях вооруженного конфликта: кто прав в нем, а кто виноват, эксперты выходят из юридической плоскости. "За порядок в стране ответственность несет правительство. Поэтому и безопасность полетов — тоже его сфера ответственности", — настаивает он.

Авиационные власти Украины на запрос РИА Новости о том, были ли совершены действия, предписанные в документах ICAO для недопущения этой катастрофы, оперативно ответить не смогли. В ICAO на запрос РИА Новости тоже ответа получено не было.

Послесловие

"Власти Украины не следуют не только устоявшейся международной практике в части предотвращения подобных авиакатастроф, но и в части расследования", — говорит Бордунов.

"Обычно в течение ближайшего времени с момента авиакатастрофы ответственное государство должно создать комиссию по расследованию трагедии. В нее приглашаются все заинтересованные стороны. То есть в данном случае — эксперты из Малайзии, Нидерландов и от авиапроизводителя, компании Boeing. Такая комиссия под эгидой Украины, согласно открытым источникам, не создана. Более того, расшифровкой займутся, как стало известно, британские эксперты, что по крайней мере странно. Тем более что Англия одна из первых, не дожидаясь итогов расследования, обвинила в катастрофе Россию", — говорит Бордунов.

Однако подтасовать переговоры или записи данных бортовых систем невозможно. "Их нереально уничтожить или перезаписать", — предупреждает он. В среду стало известно, что эксперт МАК примет участие в расшифровке черных ящиков в Англии.

Бордунов считает, что государства-члены ICAO должны собраться и выработать дополнительные меры, чтобы в будущем не допустить такого сценария. Он считает, что нужно обязать государства четко следовать этим правилам.

"Необходимо предусмотреть степень ответственности за неисполнение. Нынешние нормы носят рекомендательный характер. За сбитый в 2001 году самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск, Украина ответственности так и не понесла", — напоминает Бордунов.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала