ЛОНДОН, 22 июл — РИА Новости, Денис Ворошилов. Вдова экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко Марина и ее адвокаты не ждут, что кто-либо будет экстрадирован в Великобританию по результатам открытого разбирательства по делу о смерти Литвиненко.
Во вторник глава МВД Великобритании Тереза Мэй дала согласие на проведение открытого разбирательства, в то время как ранее отказывала в этом, заявляя, что дознания по делу о гибели Литвиненко вполне достаточно. Однако суд 11 февраля поддержал надзорную жалобу Марины Литвиненко на решение Мэй. Первые слушания по разбирательству пройдут 31 июля.
"Мы не ожидаем экстрадиций по итогам этого разбирательства. <…> Процесс дознания — это совсем другой тип разбирательства, он не направлен на требование экстрадиции, а призван установить, кто именно виновен в преступлении", — сказала Марина Литвиненко на пресс-конференции в Лондоне.
Она призналась, что главная цель для нее — найти виновных в смерти мужа, а не вызвать общественный резонанс. Вдова считает себя пострадавшей от преступления и свидетелем. "Для меня очень важно, чтобы состоялось именно такое расследование, поскольку продолжается слишком много спекуляций о том, как Саша умер, как это произошло. Я бы хотела завершения расследования для того, чтобы прекратить эти спекуляции", — сказала Литвиненко.
"Расследование, скорее всего, не приведет к экстрадиции кого-либо в Великобританию", — добавила адвокат вдовы Елена Цирлина.
Литвиненко скончался 23 ноября 2006 года в результате отравления высокорадиоактивным веществом полоний-210. Его самочувствие стало ухудшаться после встречи с бывшими коллегами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном и совместного чаепития в лондонском отеле Millennium.
Дознание по этому делу, призванное не назвать виновных, а установить обстоятельства смерти, зашло в тупик после объявленного в мае решения коронера Роберта Оуэна не рассматривать некоторые документы, касающиеся возможной роли РФ в гибели Литвиненко и вопроса о возможности предотвращения его гибели. Тогдашний министр иностранных дел Уильям Хейг подал на решение коронера надзорную жалобу в связи с отказом Оуэна засекретить все документы. Суд эту жалобу поддержал. Оуэн обратился к правительству с просьбой заменить дознание другой юридической процедурой — открытым разбирательством, допускающим проведение закрытых заседаний, на которых могут рассматриваться секретные документы. МВД страны неожиданно отказало в его проведении. Вдова экс-офицера ФСБ Марина Литвиненко заявила, что будут добиваться пересмотра решения британских властей и 9 сентября подали надзорную жалобу на отказ министра внутренних дел Терезы Мэй в открытом разбирательстве.