Рейтинг@Mail.ru
Зачистка государства всеобщего благосостояния - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачистка государства всеобщего благосостояния

Читать ria.ru в
Дзен
Анализируя программную статью Михаила Прохорова, Павел Родькин выясняет, куда зовут Россию местные эмиссары глобального капитализма.

Павел Родькин, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Часть программной статьи Михаила Прохорова "НЭП 2.0", касающаяся самых чувствительных для общества тем новой социальной политики: работы, медицины, образования, — вызвала особый резонанс в обществе. Идеи, высказанные Прохоровым, интересны прежде всего тем, что ретранслируют базовые принципы либерально-капиталистического проекта социальной реорганизации общества, за которыми стоит сформировавшийся глобальный субъект власти. Преградой на пути реализации этого проекта остается социальное государство.

Эмиссары глобального сверхобщества

Бизнесмен и политик Михаил Прохоров. Архивное фото
Прохоров предложил приватизировать образование и здравоохранение
Было бы ошибочно относиться к высказываниям Михаила Прохорова, причем весьма последовательным, как к своеобразному политическому шоу отдельного политика-миллиардера. Упрекать его в аморализме и людоедстве — бессмысленно. Прохоров является выразителем целостной системы взглядов и идеологии западного, ставшего глобальным, сверхобщества (в терминологии Александра Зиновьева) и одним из его идейных "эмиссаров". Глобальное сверхобщество оперирует иным типом морали и ценностей. Основой этой идеологии является власть, основанная на социальном и экономическом неравенстве и разделении людей на низших и высших. Кризис текущего социально-экономического уклада, разрушение сложившегося консенсуса не замечать все сложнее. Поэтому ряд глобальных игроков хотят его форсировать.

Может сложиться впечатление, что статья Прохорова даже на уровне политического языка, является неуместным приветом из 90-х. Это далеко не так. Наоборот, программа Прохорова, опубликованная именно сегодня, является жестким ответом на начавшиеся изменения.

Формулируется дорожная карта на основе старой американской либерально-капиталистической модели социального устройства с ее отношением к труду и человеку, целью которой является сохранение власти капитала через социальную реорганизацию всего человечества.

Первым шагом такой реорганизации является демонтаж общества всеобщего благосостояния, ставшего одной из главных миссий научно-технического прогресса. Прохоров недоволен: "наша социальная политика направлена не столько на создание возможностей для самореализации личности, сколько на поддержание определенного уровня благосостояния всех сразу". Об этом же и тоже публично заявил еще в сентябре 2013 года новый король Нидерландов Виллем Александр: "социального государства ХХ века больше не существует". Вместо него провозглашено "общество активного участия".

Социальная реорганизация человечества

Наивно думать, что речь идет исключительно об эффективном бизнесе, у которого нет обязательств перед обществом и ограничений со стороны государства, но при этом почему-то обеспечивающим эффективность и того и другого. Экономика и бизнес выступают отнюдь не самоцелью, а инструментом социальной реорганизации. При этом усложнение социальной и профессиональной структуры общества (вследствие развития новых технологических укладов) происходит одновременно с упрощением и архаизацией его организации, выраженной в простом, надклассовом делении: "капитал-власть" — "работник-раб", с расчеловечиванием последнего.

Проект общества всеобщего благосостояния, который одновременно реализовывался и в СССР и на Западе под руководством США, в условиях прекращения глобального противостояния двух систем больше не нужен, идеологических функций он не выполняет. Более того, всеобщее благосостояние стало опасным.

Лучше всего об этом написал в романе "1984" Джордж Оруэлл в части посвященной теории и практики олигархического коллективизма: "…общий рост благосостояния угрожает иерархическому обществу гибелью, а в каком-то смысле и есть уже его гибель…. Став всеобщим, богатство перестает порождать различия…. если обеспеченностью и досугом смогут наслаждаться все, то громадная масса людей, отупевших от нищеты, станет грамотной и научится думать самостоятельно; после чего эти люди рано или поздно поймут, что привилегированное меньшинство не выполняет никакой функции, и выбросят его".

СССР был уничтожен Западом, что открыло возможности для социальной контрреволюции, которая в мировом масштабе обернулось настоящей социальной катастрофой. Но принципы советского сверхобщества не были уничтожены полностью, они остались и могут быть реализованы и в современном обществе.

Это особенно беспокоит Прохорова: "государство, беря на себя слишком много ответственности, поддерживает советское отношение общества к образованию и здравоохранению как к "непроизводственной" сфере, как к чему-то, что может быть получено бесплатно, тем самым препятствуя проникновению современных бизнес-подходов ". Таким образом, НЭП 2.0 (правильно было бы говорить: рабство 2.0) означает конец общественно-полезного труда и демонтаж социального государства.

Государство убивают под гипнозом

До сих пор функции социального гипноза и одновременно витрины капиталистического общества выполняло потребление, которое продолжает связываться с благосостоянием. Даже несмотря на то, что стало универсальным инструментом отчуждения и возвращения заработной платы и обогащения капитала, в рамках этой замкнутой системы являющегося единственным полноправным субъектом власти. Но расширение потребления имеет свои границы и подходит к той стадии, когда не может функционировать без стимуляции и принуждения.

Магия потребления, работавшая в эпоху холодной войны, испаряется. Новой уловкой, позволяющей срыть реальные механизмы власти, стал так называемы "человеческий капитал". Говорит о нем, разумеется, и Прохоров: современная экономика — это экономика человеческого капитала, в которой человек является "главным активом и главным источником добавленной стоимости".

Здесь следует сделать принципиальное разъяснение. Человеческий капитал воспринимается обществом как нечто положительное: человек есть ценность, но капитал воспринимает его совсем по-другому, в архаическом смысле: количество рабов и качество рабской силы — капитал хозяина.

Человеческий капитал есть высшая форма дегуманизации, и тот же Прохоров пишет об этом вполне откровенно: "система жилищно-коммунального хозяйства, общественный транспорт и питание, правоохранительная деятельность, наука и оборона — это важные отрасли экономики и общественных услуг, но их не нужно смешивать с воспроизводством человека".

Понять это мешает мощный механизм обработки сознания, обслуживающий современную экономику. Ведь самое страшное, что тезисы Прохорова находят поддержку среди российского так называемого креативного класса, одобряющего его программу, как будто она никогда не коснется его самого.

Почему так происходит? Дело в том, что основой сознания креативного класса, разделяющего идеологию либеральных реформ, стала ложная социальная идентичность. Креативный класс считает себя обществом "первого сорта" и ассоциирует свои интересы с интересами капитала, даже оставаясь наемным работником.

Сегодня ложная идентичность является инструментом не только геополитики (что мы видим на Украине и этот вопрос еще нуждается в подробном рассмотрении), но и социальной системы, что происходит в России. Инициативы Прохорова воспринимаются подавляющим большинством как дикие и антисоциальные, но что будет, если они получат информационную и гуманитарную поддержку?

Следует отдавать отчет, что как только ослабеет государство, глобальный либеральный капитализм мгновенно осуществит масштабную, превосходящую по глубине все шоковые реформы 90-х, социальную карательную акцию, план которой составлен и опубликован.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала