ВЕНА, 19 июл — РИА Новости, Андрей Золотов, Полина Черница. Шестой раунд переговоров между Ираном и "шестеркой" международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы завершился в ранние часы субботы спешно созванной ночной пресс-конференцией, на которой министр иностранных дел Ирана Мухаммад Джавад Зариф и глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон официально объявили о продлении переговорного периода до 24 ноября при сохранении взаимных обязательств, которые были приняты в Женеве в ноябре прошлого года.
"Хотя мы достигли ощутимого прогресса по некоторым из вопросов и работали вместе над текстом Совместного всеобъемлющего плана действий (так должен называться новый документ), остаются существенные расхождения по некоторым ключевым вопросам, которые потребуют больше времени и усилий", — говорится в заявлении.
Самый долгий раунд
Шестой раунд начался 2 июля и был самым долгим за весь период с 20 января, когда вступил в действие Совместный план действий, принятый в Женеве 24 ноября 2013 года, и дававший Ирану и "шестерке" (США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай) полгода на выработку всеобъемлющего соглашения о гарантиях исключительного мирного характера иранской ядерной программы и порядке снятия международных санкций против ИРИ. Согласно женевскому документу, стороны по взаимному согласию могли продлить его действие, но не выходить за рамки года с момента принятия — отсюда возник новый крайний срок 24 ноября.
До самых последних дней участники отказывались обсуждать продление. В минувшее воскресенье в Вене была созвана министерская встреча, чтобы интенсифицировать переговоры. Но по ее итогам появились первые заявления, не исключающие продление.
Взаимные обязательства
Ощутимый прогресс
"Мне ясно, что мы добились ощутимого прогресса в наших всеобъемлющих переговорах, но есть реальные расхождения в некоторых областях. У нас сегодня есть проект документа, который покрывает главные темы, но по-прежнему остаются несогласованные места и пробелы", — говорится в заявлении Керри. По его словам, есть прогресс в определении будущего тяжеловодного реактора в Араке, который производит плутоний, и по изменению назначения реактора в Форду. Также есть продвижение в гарантиях непревращения низкообогащенного урана в оружейный. Достигнута договоренность по расширенному мониторингу и верификационным процедурам, которые "выходят за рамки статус-кво".
Главное препятствие
Однако, как сообщали участники переговоров и ранее, главным камнем преткновения стал вопрос о регулировании обогатительной программы Ирана на заводе в Натанзе. "Этот вопрос является абсолютно принципиальным компонентом любого потенциального всеобъемлющего соглашения. Нам предстоит еще очень много работы в этой области, как и в других", — говорится в заявлении Керри.
Сам госсекретарь США провел в Вене три дня с 13 по 15 июля и провел несколько длительных встреч со своим иранским коллегой Зарифом. Источники, близкие к переговорам, сообщали, что на данном этапе именно двусторонний диалог США — Иран по проблематике обогащения вышел на первый план. От того, удастся ли добиться прорыва, зависело, смогут ли переговорщики выработать итоговый документ к 20 июля, как они стремились.
Этого не произошло. "К сожалению, нет решения и развязок по многим вопросам. В силу этого требуется дополнительное время", — сказал глава российской делегации Рябков. Но тут же добавил, что прошедшие шесть раундов продемонстрировали "политическую волю" к достижению компромиссов и выработке соглашения как в Тегеране, так и во всех столицах стран "шестерки". "Считаем, что мы отработали весь этот период достойно. И есть хороший трамплин перед нами", заметил Рябков.