МОСКВА, 17 июл — РИА Новости. Минтранс РФ совместно с другими профильными ведомствами и РЖД подготовил проект документа по предотвращению убытков РЖД в 2014-2015 годах, сообщили РИА Новости несколько источников и подтвердил представитель министерства.
Подготовить в двухнедельный срок план действий по спасению РЖД от прогнозируемых в 2014-2015 годах убытков поручил президент РФ Владимир Путин по итогам совещания с членами правительства. Совещание прошло в конце июня, а сами поручения были опубликованы в начале июля на сайте Кремля.
Представитель Минтранса подтвердил РИА Новости, что проект плана готов, однако комментировать его детали не стал.
РИА Новости удалось ознакомиться с документом.
2014 год
Президент РФ, в частности, поручил подготовить предложения по индексации тарифов РЖД в 2014 году на перевозку отдельных видов грузов. Согласно плану, до конца июля необходимо принять решение "об изменении уровня грузовых железнодорожных тарифов на перевозку нефтяных грузов в рамках ценовых пределов в размере 13,4%". Речь идет о надбавке к тарифу на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов (за рядом исключений).
Надбавку планировалось ввести еще с начала текущего года на фоне заморозки грузового тарифа РЖД в целом. Правление железнодорожной монополии утвердило ее по верхней границе тарифного коридора — 13,4%, однако по рекомендации правительства решение было заморожено.
Вернулись к обсуждению этого вопроса весной. Якунин в апреле заявил на коллегии Минтранса, что неиндексация тарифа по нефтегрузам привела к тому, что РЖД закончили первый квартал с убытком в 16 миллиардов рублей, притом что нефтяные компании показали рост прибыли и выручки.
Позднее, в середине мае, Якунин написал в блоге, что правительство согласилось пересмотреть нефтяной тариф для железной дороги со второго квартала. "Из минусового баланса это нас вряд ли выведет, но ситуацию значительно облегчит", — отмечал он.
В результате надбавка, как ожидается, будет введена с августа. Правление РЖД в начале июля утвердило надбавку в 13,4% на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов и 12,5% — на все перевозки дизельного топлива. Источник в компании говорил, что это принесет РЖД около 7,5 миллиарда рублей.
Еще одним пунктом плана, который позволит обеспечить финансовую устойчивость РЖД в 2014 году, является досудебное урегулирование задолженности от оказания услуг инфраструктуры пригородным пассажирским компаниям (ППК) через заключение долгосрочных соглашений сроком на 10 лет.
Для этого необходимо заключить мировое соглашение между РЖД, Росжелдором и Минфином, предусматривающее поэтапное погашение образовавшейся задолженности с включением согласованных сумм в госбюджет. Такая мера должна улучшить финансовый результат РЖД на 20 миллиардов рублей.
Еще 8,8 миллиарда рублей должна принести РЖД полная компенсация предоставления льготной инфраструктуры для ППК. В настоящее время государство компенсирует РЖД 25 миллиардов рублей в год, тогда как по подсчетам компании необходимая сумма составляет более 30 миллиардов рублей.
2015 год
Еще одно поручение Путина касалось дополнительной индексации тарифов РЖД в 2015 году — до 10%. В плане говорится, что при этом необходимо выделить РЖД субсидию в размере не менее 45 миллиардов рублей на капремонт инфраструктуры. Это должно обеспечить компании безубыточность, восстановить доходную базу и сохранить объемы капитального ремонта инфраструктуры на уровне 2014 года.
Согласно прежним решениям властей, тарифы монополий в 2015-2016 годах должны расти на инфляцию предыдущего года. Официальный прогноз по инфляции на 2014 год составляет 6%, хотя финансовые ведомства не исключают более высокого роста цен — до 6,5%. Глава РЖД поднимал вопрос о повышении тарифа выше уровня инфляции, чтобы хотя бы частично восстановить базу, утраченную из-за заморозки тарифов в этом году.
План также предусматривает подготовку до октября 2014 года предложений по отсрочке повышения налога на ж/д инфраструктуру. Действующую ставку 0,7% предполагается зафиксировать на 2015-2017 годы. По подсчетам властей, это позволит РЖД сэкономить в 2015 году 8,1 миллиарда рублей, в 2016 году — 14,7 миллиарда рублей, в 2017 году — 21,2 миллиарда рублей.
Выполнение еще одного поручения президента — о введении нулевой ставки НДС на пригородные пассажирские перевозки — должно принести РЖД еще 6,3 миллиарда рублей. Соответствующие поправки в законодательство должны быть готовы к октябрю 2014 года.
Установление правовых оснований для введения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования также должно улучшить финансовое состояние РЖД, а подготовка предложений по продаже "дочек" монополии в 2015-2017 годах — сократить дефицит финансовых средств.
План по предотвращению убытков железнодорожной монополии должно утвердить правительство РФ.