В молодые годы преподобный Сергий Радонежский (мирское имя — Варфоломей) мечтал поселиться вдали от людской суеты. После смерти родителей, в 1337 году, он вместе с родным братом Стефаном основал на лесистом холме Маковец у речки Кончуры Троицкую пустынь. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей уединенной жизни, ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, и Варфоломей остался совсем один. В 1340-х годах к нему присоединились несколько подвижников, и пустынь постепенно начала превращаться в монастырь.
Во времена расцвета Троицкий монастырь не был обойден вниманием царей — и Рюриковичей (здесь крестили Ивана Грозного), и Романовых (Петр I дважды укрывался в нем от преследователей). Почетное наименование лавра обитель получила при Елизавете Петровне, которая ходила туда на богомолье пешком. Делала это императрица весьма оригинальным способом — проходила в день 2-3 версты, а потом в карете возвращалась во дворец. Наутро ее привозили на место, где путешествие прервалось, и Елизавета преодолевала еще несколько верст. В итоге путь из Москвы до монастыря растягивался на месяцы.
Самыми трудными для Троице-Сергиевой лавры, как и для других религиозных организаций, стали годы советской власти. После революции ее соборы закрыли, братию выселили, а колокола, как водится, отправили на переплавку. Чудом уцелели только два колокола — "Лебедь" 1593 года, который монахи между собой любовно называли "Лебедком", и древнейший, "никоновский", 1420 года. Возрождение духовной жизни обители началось после Великой Отечественной войны — 19 апреля 1946 года в Успенском соборе монастыря отслужили утреню по чину Великой Субботы.