Андрей Правов, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Жизнь в Израиле в очередной раз превратилась в сплошной кошмар. По всей стране днем и ночью воют сирены, предупреждая о ракетных и минометных обстрелах. Из сектора Газа обстрелы проводят активисты движения ХАМАС. Проводят далеко не в первый раз, а, как все чаще указывают израильтяне, с регулярностью, ставящей под большое сомнение саму способность властей что-то предпринять, как-то изменить ситуацию.
В отличие от подобных массированных обстрелов в еще недалеком прошлом, на этот раз ракеты и снаряды рвутся не только на улицах примыкающего к Газе небольшого городка Сдерот, или на территории местных кибуцев. И даже не на площадях расположенного недалеко от сектора 100-тысячного города Ашкелон. Обстрелы уже достают Иерусалим, Тель-Авив и даже северную Хайфу.
Тем не менее, число убитых в Газе, согласно местной статистике, уже превысило 200 человек, а раненых приближается к двум тысячам. В это же время информация о первом погибшем израильтянине поступила только в минувший вторник вечером. Им стал молодой мужчина-волонтер, получивший смертельное ранение в результате разрыва минометного снаряда вблизи КПП Эрез у сектора Газа.
Все, безусловно, познается в сравнении. Но кажется, что такая логика израильтянами отбрасывается "с порога". Действительно, когда ночью человека с постели поднимает воющая сирена, призывающая бежать в бомбоубежище, он вряд ли думает о том, что палестинцы страдают больше. Что возможно, в дома тех, кто направил на его жилище ракеты, пришло огромное горе — гибель близких.
Израильтяне проклинают арабов и укрываются в бомбоубежищах.
Между тем каждых день Газа хоронит десятки погибших. Причем далеко не только активистов ХАМАС, которых израильтяне называют террористами, а палестинцы — героями. Среди убитых в результате разрывов ракет есть дети, женщины, старики.
С обеих сторон накал ненависти растет
Ну и что же делать?— задают вопрос израильтяне. Ракеты, которыми экстремисты обстреливают их страну, должны быть уничтожены. Иного выхода, дескать, нет. Требуются жесткие меры. Люди в Израиле имеют право на нормальную жизнь. В стране устали от вечного страха — за жизни близких, за себя.
И палестинцы имеют такие же права,- отвечают им жители Газы. Последнее десятилетие было для многих из них особенно трудным. Почти полная блокада сектора привела к серьезному обнищанию населения. Многие товары первой необходимости Газа получает только через нелегально прорытые на территорию соседнего Египта подземные туннели.
Ко всему этому добавляются и проводимые с промежутками в два — три года армейские операции. Такие, как происходит сейчас — с убитыми, ранеными, человеческим горем и слезами.
Получается, что за действия боевиков ХАМАС отвечает все население Газы? Что это — коллективное наказание? Какое именно оружие прятал под своей кроваткой четырехлетний Захир Салман Абу Намус, убитый несколько дней назад в результате попадания израильской ракеты в дом, где он спал? Его фото в среду обошло многие арабские СМИ.
Такие вопросы задают сегодня израильтянам палестинцы. И накал ненависти в их душах с каждым днем растет. Равно, как и с каждой разорвавшейся ракетой из Газы растет ненависть и в душах израильтян. Так происходит уже давно. А в периоды кризисов кажется, что уровень ненависти с обеих сторон просто "зашкаливает".
Возможно, если бы не эта взаимная ненависть, то и разрулить израильско-палестинский конфликт было бы проще. А так, над тем, чтобы развязать его узлы, уже многие годы бьются самые талантливые политики и миротворцы. Все тщетно. В начале 1990-х годов, с подписанием Норвежских соглашений, вроде бы забрезжила надежда. Но в 2000-м все закончилось новой кровавой "Интифадой Аль-Акса".
На премьера давят и справа, и слева
Сейчас же мир в очередной раз стоит перед лицом нового опасного кризиса. И еще неизвестно, куда он распространится в нынешних условиях. На какие регионы бурного Ближнего Востока может перекинуться.
Что же будет дальше? На данный момент главный, на мой взгляд, вопрос: перейдет ли израильская военная операция "Нерушимая скала" в новую стадию — наземную? То есть станет ли Израиль вводить в сектор Газа свои вооруженные силы?
Здесь, по многим оценкам, ситуация просто "висит на волоске". Похоже, что кабинет министров Биньямина Нетаньяху попросту разделился. Сторонников наземной операции в нем примерно столько же, сколько и противников. При этом и те, и другие имеют, как им кажется, "железные" аргументы. Поровну разделились и мнения депутатов кнессета, известных политиков и вообще простых израильтян.
Но сторонники "жесткой линии" продолжают давить на премьера. Так Айелет Шакед из партии "Еврейский дом" заявила, что "окончание операции без удара по туннелям и ракетным складам ХАМАС — это отступление". А бывший мэр города Сдерот Эли Мояль жестко подчеркнул, что "история назовет членов правительства лжецами, которые вымаливают у ХАМАС ничью".
Зато левый лагерь израильской политики прекращение огня во вторник, напротив, охарактеризовал как "тактическое достижение правительства". Председатель фракции левой партии МЕРЕЦ в кнессете Илан Гилаон поздравил Нетаньяху с "правильным решением, которое записано на счет правительства".
Левые громко призывают премьер-министра воздержаться от наземной операции, терпеливо искать пути выхода на переговоры. Правые, напротив, указывают на необходимость силового решения. А некоторые "русские" израильтяне даже предупредили Нетаньяху об опасности вести себя как "болезненный еврейский ребенок со скрипкой в руке". "Арабская улица", дескать, такого поведения не допускает. Чтобы рядом с ней жить, надо уметь "первым сильно бить в морду"…
При этом, как часто отмечают израильтяне, Биньямин Нетаньяху вовсе не является "мягким политиком". У многих в памяти остались его очень жесткие, можно даже сказать жестокие действия в той же Газе прошлых лет. А в 1999 году тогда уходивший с поста премьер-министра Нетаньяху провел серию серьезных бомбардировок южных районов Ливана, к удовольствию израильских правых, недовольных решением избранного главы правительства Эхуда Барака вывести с юга Ливана израильские войска.
Да, что говорить? Многими очень жесткими военными операциями в отношении арабов запомнился нынешний премьер-министр. А вот сейчас он медлит. Кажется, Нетаньяху на наземную операцию не решается. Пока не решается. Скорее всего, премьер выжидает. И аргументов в пользу такой его выдержки, на мой взгляд, довольно много.
Кто придет на место ХАМАС?
При этом кажется, что Израилю даже молчаливо выразят свою признательность некоторые его арабские соседи. Прежде всего, — Египет. Ведь главной родственной структурой ХАМАС на Ближнем Востоке всегда считались "Братья мусульмане". А, как известно, год назад в Каире эта группировка была насильственно отстранена от власти египетскими военными, объявлена вне закона, а ее лидер Мухаммед Мурси оказался за решеткой.
То есть "большого шума" в арабском мире в случае "полной ликвидации" ХАМАС в Газе не будет. Разве только в государствах Персидского залива. Но, судя по всему, Тель-Авиву это не так уж и страшно.
Дело, скорее всего, в другом. Сейчас, возможно неожиданно для себя, израильтяне осознали, что в случае ухода ХАМАС с политической сцены в Газе заменить его будет просто некем.
Конечно же, первый напрашивающийся вариант решения вопроса — подчинить Газу Рамаллаху, где располагается Палестинская национальная администрация. Так было раньше, еще при Ясире Арафате. Однако ситуация, возникшая за десятилетие практически автономного существовавшего под управлением ХАМАС анклава, на данный момент несколько иная.
Израиль приложил максимум усилий для того, чтобы всемерно ослабить палестинскую автономию и ее власти. По позициям руководителя Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса неоднократно наносились мощные удары. В том числе и в последние месяцы, после договоренности сгруппированных вокруг Аббаса сил палестинского движения ФАТХ и ХАМАС создать общий кабинет министров.
Израильтянам такая идея не понравилась. По их оценкам, она укрепляла бы позиции ХАМАС. Поэтому делалось все, чтобы сорвать договоренность, не допустить существования коалиционного правительства палестинцев.
Очень многие активисты ХАМАС были арестованы несколько недель назад во время развернувшейся в июне на Западном берегу реки Иордан израильской операции по поиску трех похищенных юношей. ХАМАС неоднократно заявлял, что не имеет к похищению отношения. Израиль продолжал аресты, ослабляя позиции группировки.
Во многом те аресты, по ряду оценок, и способствовали нынешней критической ситуации в отношениях и началу обстрелов.
Сейчас же может оказаться, что в случае наземной операции израильтян и почти неизбежное в таком случае устранение ХАМАС от власти в Газе, Израилю придется взять управление анклавом в свои руки. Нужно это стране, и без того переживающей непростую экономическую ситуацию? Как на такую новую реальность посмотрят рядовые израильтяне? Ведь именно им в таком случае придется оплачивать существование 1 миллиона 700 тысяч арабов.
Кое-кто в Израиле, возможно, попытается предложить взять на себя содержание арабских братьев Египту. Но маловероятно, чтобы нынешние власти в Каире на это пошли. Во всяком случае, к настроениям в пользу ХАМАС среди местных жителей там резко отрицательное отношение.
Таким образом, возникает опасность, что у южных границ Израиля появляется никем не управляемая территория, где хозяевами себя будут чувствовать главы многочисленных кланов и полевые командиры. Нечто подобное многочисленным районам Афганистана или Сомали.
Кто придет на смену ХАМАС, если Израиль уничтожит движение? Группировка, подобная "Исламскому государству Ирака и Леванта", захватившая недавно большую часть территории Ирака? Она недавно объявила о создании Халифата. Не возникнет ли у нее соблазна распространить свою власть и на Газу? Сейчас группировка воюет в Сирии. До Газы оттуда не так уж и далеко. Если, конечно, попытаться пройти через территорию Израиля.
В любом случае, желающие заполучить власть в Газе в случае ликвидации ХАМАС найдутся. И это точно будут не "силы западной демократии", а исламисты, которые уж точно категорически откажутся идти под управление со стороны Рамаллаха, где, как известно, еще согласно Норвежским соглашениям признали право Израиля на существование и выступили за переговорный процесс.
Так может быть ХАМАС в Газе все же лучше для израильтян, чем подобная перспектива?
И еще один, как мне кажется, важный для израильских властей вопрос: не подорвут ли нынешние события веру немалой части израильтян в перспективы их дальнейшей жизни в стране? Здесь, конечно же, надо иметь в виду не ту часть населения, которая искренне верит в сионистскую идею и в то, что "право на обладание территориями от Средиземного моря до реки Иордан было передано израильтянам самим Господом Богом".
Как-то "испугать", например, жителей еврейских поселений Западного берега реки Иордан никакому ХАМАС, вместе с его ракетами, не удастся. Помню, как в начале 2000-х годов, в дни разгара "Интифады Аль-Акса" наблюдал по телевидению кадры сидящей на лавочке в поселении женщины в черной шляпке. Она продолжала укачивать ребенка в коляске и не обращала никакого внимания на разрывы снарядов неподалеку. Женщина зло говорила при этом корреспонденту, что это — ее земля, и "никакие арабы с их ракетами" не заставят ее подняться с лавочки.
Речь, безусловно, идет о других израильтянах. О тех, кто, перебираясь на "историческую родину", рассчитывал на нормальную жизнь и не планировал проводить ее в бомбоубежищах. А между тем, ситуации, подобные той, которая возникла сейчас, происходят все чаще. И никакой уверенности, что все наладится, нет. Такая уверенность тает вместе со звуками очередных разрывов ракет, прилетевших из Газы.
При этом непонятно, станет ли жизнь безопасней, если израильская армия все-таки разобьет ХАМАС. Кто придет на смену? Здесь возможны хоть и разные, но все же, судя по всему, малоприятные для Израиля варианты.