Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

Религиозные праздники 15 июля

15 православные верующие отмечают праздник Ризоположения, а иудеи соблюдают пост 17 тамуза.

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (Ризоположение)

Риза Богородицы — одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. По преданию, обнаружили ее в царствование императора Льва I (457-474 годы) два византийских аристократа, братья Галвин и Кандид, во время паломничества к палестинским святыням в Назарете. В доме, где они остановились на ночлег, эта реликвия передавалась из рода в род: одной из женщин этой семьи, присутствовавшей при погребении Богородицы, ее отдали по завещанию самой Девы Марии.

Лукавые византийцы ночью измерили ковчег, в котором хранилась святыня, потом в Иерусалиме заказали его копию и на обратном пути подменили.

Привезя Ризу в Константинополь, братья тайно поместили ее в своей домовой церкви, но о ней все же узнали при дворе и сообщили императору и патриарху Геннадию I, и в 485 году реликвию торжественно перенесли в храм Божией Матери на берегу Влахернского залива. В честь этого события и было установлено ежегодное празднование Ризоположения.

Позднее в ковчег с Ризой положили еще и омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в ее гробнице, вскрытой по решению Шестого вселенского собора (680 – 681 годах), и в православной иконографии праздника оба эти события — положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне — объединились.

Кроме того, в русской церковной традиции считается, что праздник Ризоположения установлен в 860 году патриархом Фотием, когда русский флот князя Аскольда снял осаду Константинополя после того, как Ризу Богородицы обнесли крестным ходом вокруг стен города и укрыли в Софийском соборе. Подписав перемирие, реликвию вернули – положили — на прежнее место.

О том, что Риза Богородицы все еще находится во Влахерне, свидетельствовал русский паломник XIV века Стефан Новгородец, а в 1387 году об этом писал митрополит Киевский Пимен, побывавший там и поклонившийся святыне.

Но в 1434 году Влахернская церковь сгорела. С тех пор достоверных сведений о местонахождении Ризы Богородицы нет. Известно лишь о ее частицах, хранящихся в разных местах: в Латеранской базилике в Риме (Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме), во Влахернской церкви в Зугдиди и других.

В России частица Ризы Богородицы появилась в XIV веке – ее епископ Суздальский Дионисий (впоследствии митрополит Киевский) приобрел в Константинополе вместе с другими святынями, вошедшими в состав "ковчега Дионисия", ставшего реликвией московских великих князей.

Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Московского Кремля благодаря князю Василию Галицыну. После изъятия церковных ценностей советской властью она оказалась в собрании музеев Московского Кремля.  И только в 2008 году ее вместе с другими реликвиями  вернули Московской патриархии.

Пост 17 тамуза

17 тамуза (четвертого месяца года, если, как требует еврейская традиция, считать, начиная с нисана) — один из четырех постов, установленных в память о разрушении Иерусалимского Храма.

10 тевета вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима, 17 тамуза его солдаты проломили городскую стену, а тремя неделями позже, 9 ава, наступила трагическая развязка — Храм был подожжен.

В истории еврейского народа 17 тамуза вообще день бедствий. В Талмуде, в трактате Таанит, перечисляются целых пять бед, случившихся в этот день.

В 2448 году от сотворения мира (XV в. до н.э.), в год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи сделали золотого тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. А 17 тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями Завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках — они упали и разбились. И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью.

Почти через девять столетий сыны Израиля, жившие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору: они поклонялись идолам, проливали человеческую кровь. И то, и другое — прямое нарушение заповедей. Были и другие, менее явные прегрешения. И в 3336 году (586 г. до н.э.) Иерусалим был осажден вавилонской армией. А 17-го тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме  — невозможно было доставлять жертвенных животных. Это было признаком надвигающейся катастрофы. В 3336 году Первый Храм был разрушен, а земля и свобода потеряны.

Народ, усвоив, как утверждает предание, полученный урок, раскаялся, вновь получив свободу и землю и восстановил Храм. Но история повторилась — люди вновь стали забывать Божии законы, хоть их грехи были и менее явными. И в 3828 году (70 г. н.э.), почти через пятьсот лет после разрушения Первого Храма, Иерусалим был осажден, на этот раз римлянами. 17-го Тамуза они пробили стены и захватили город. И вновь за поражением последовали разрушение Храма и изгнание.

В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный способ поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию. Сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.

И наконец, в этот день в Храме была водружена статуя идола. По одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостомоса; согласно другой — версии Иерусалимского Талмуда — это совершил царь Иудеи Манассия, который правил в эпоху Первого Храма и прославился тем, что "затопил Иерусалим невинной кровью" и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

Символично, что, по преданию, во время Потопа именно 17 тамуза Ной послал из ковчега на землю голубя — проверить, ушли ли воды. "И голубь не нашел пристанища для своей ноги"  (Быт. 8:9). Так и народ Израиля, который уподобляется в Торе голубю, не может найти себе пристанища в этот день.

Пост начинается на рассвете с покаянных молитв слихот ("просьбы о прощении"), написанных специально для этого дня, и длится до появления звезд. Все это время соблюдающим пост иудеям нельзя пить и есть.

Дни между 17 Тамуза и 9 Ава (когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские Храмы) тоже считаются траурными. В эти три недели — "между теснин" — запрещено слушать музыку, устраивать торжества, стричь волосы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, есть фрукты нового урожая. А в течение последней недели нельзя даже мыться горячей водой, есть мясо и пить вино.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала