Профессиональные журналистские организации США обратились к Бараку Обаме с открытым письмом, где подвергли администрацию главы государства критике за "политически мотивированный зажим новостной информации". МИА "Россия сегодня" публикует текст обращения журналистов.
Президенту Бараку Обаме
Белый дом
Вашингтон, округ Колумбия
8 июля 2014 года
Господин президент!
Недавно вы выразили обеспокоенность, что разочарование в стране порождает цинизм в отношении демократического правительства. Источник этого крупного разочарования лежит не далее чем в вашей собственной администрации – происходит политически мотивированный зажим новостной информации о деятельности федеральных органов власти. Мы призываем вас прекратить подтасовки и впустить в комнату солнечный свет.
За последние два десятилетия государственные органы стали чаще запрещать своим сотрудникам общаться с журналистами, если это происходит не через отделы по связям с общественностью и политических назначенцев. Такая тенденция особенно заметна в федеральном правительстве. Мы считаем ограничения формой цензуры – попыткой контролировать то, что обществу дозволено видеть и слышать.
Подобное удушение свободы самовыражения происходит вопреки данному вами в первый день пребывания в должности обещанию принести в федеральное правительство "новую эпоху открытости", а также вопреки последующим президентским распоряжениям и директивам, которые должны были сформировать эту открытость.
Согласно последним исследованиям, данная проблема усиливается по всей стране, в особенности на федеральном уровне. Журналисты сообщают, что большинство ведомств запрещают сотрудникам общаться с прессой, если при таких беседах не присутствуют работники отделов по связям с прессой. Зачастую подобные контакты полностью заблокированы. Когда сотрудники по связям с прессой выступают, даже на обычные темы открытого характера, они часто делают это конфиденциально, несмотря на статус официальных представителей. Репортеры, желающие взять интервью, должны просить разрешения и нередко предоставлять перечень вопросов заранее. Случаются проволочки в несколько дней, когда заканчиваются все сроки. Представители по связям с общественностью могут направить свои собственные письменные ответы на вопросы, которые настолько обтекаемы, что их нельзя назвать ответами. Ведомства проводят пресс-конференции с безымянными руководителями при условии не ссылаться на источник.
Во многих случаях это явно делается, чтобы контролировать информацию, к которой будут иметь доступ журналисты и их аудитория. Согласно одному из опросов, 40% сотрудников по связям с общественностью признались, что отказывались от общения с репортерами, так как им не нравится то, что те пишут.
Некоторые утверждают, что контроль доступа СМИ необходим для обеспечения достоверности информации. Но если журналисты не могут взять интервью у сотрудников того или иного ведомства или могут делать это только под наблюдением, это ослабляет понимание обществом власти, а также доверие к ней. И это не вопрос «борьбы прессы с государством». Это вопрос о содействии укреплению демократии, при которой люди обладают нужной им информацией для самоуправления и для того, чтобы доверять своим государственным органам.
Так было не всегда. В предыдущие годы репортеры свободно ходили по коридорам власти и беседовали с сотрудниками по своему усмотрению. Только при двух последних администрациях в большинстве ведомств произошло ужесточение контроля над контактами СМИ. При нынешней администрации даже не связанные с обороной гражданские ведомства в письменной форме подтверждают, что имеют полномочия запрещать контакты с журналистами без наблюдения. При этом сотрудники таких ведомств могут свободно общаться с другими людьми — лоббистами, представителями "групп с особыми интересами", людьми с деньгами. И это делается безо всякого контроля и надзора со стороны общества.
Вот несколько последних примеров:
— В декабре прошлого года в газете The New York Times была опубликована статья о Международной классификации болезней 10-го издания ICD-10, вносящей колоссальные изменения в систему здравоохранения, которые затронут все население. Однако центры по обслуживанию Medicare и Medicaid, отвечающие за ICD-10, не разрешили своим сотрудникам говорить с репортерами.
— Корреспондент нью-йоркского информационного интернет-издания Investigative Post на протяжении шести недель трижды безуспешно пытался взять интервью у кого-нибудь из Агентства охраны окружающей среды и получить ответы на вопросы о действиях ведомства в отношении города Буффало, который якобы неправильно утилизирует "общие" и опасные отходы.
— Журналист Reuters больше месяца пытался получить разрешение в отделе по связям с общественностью Агентства охраны окружающей среды на разговор с одним ученым о последствиях климатических изменений. После первого обращения ни руководительница отдела, ни ее непосредственный начальник не ответили ему, после чего отчаявшийся журналист через их головы обратился напрямую к руководителю аппарата Агентства охраны окружающей среды.
Нижеподписавшиеся организации обращаются к вам с просьбой положить конец подобным ограничениям на общение в федеральных ведомствах. Мы просим вас издать четкое распоряжение, содержащее информацию для федеральных служащих о том, что они не только вольны отвечать на вопросы репортеров и общественности, но и должны это делать. Мы считаем, что это одно из самых важных дел, которое вы можете сделать для нации сегодня, прежде чем подобная политика еще больше укоренится.
Также мы просим вас создать механизм, через который можно было бы сообщать обо всех случаях запретов на общение и исправлять положение. Создайте должность омбудсмена для отслеживания и обеспечения исполнения заявленной вами цели о возрождении открытости власти и о предоставлении обществу ничем не прикрашенной правды о ее работе. Это поможет развеять разочарование и цинизм американцев, прежде чем наша демократия еще больше пострадает.