КАЗАНЬ, 9 июл — РИА Новости, Ирина Дурницына. Не проходит ни дня, чтобы врач из Казани Халима Усманова не вспомнила свою девочку. Иногда она улыбается, говоря о своей Камилюшечке, но поселившаяся три года назад в ее душе и глазах боль никуда не уходит. А еще есть обида на людей, что знали о непригодном к плаванию судне, но из-за жажды наживы выпустили его в рейс, положившись на типичное "авось".
Халима Усманова — одна из 79 пассажиров, спасшихся в последнем рейсе "Булгарии" 10 июля 2011 года, и одна из тех, кто потерял в этой трагедии своего ребенка — единственную дочь Камилю, которой было 10 лет.
Хотели сделать детям подарок
"Моя девочка, Камилочка, солнышко. Она училась в 122-й английской гимназии, спортом занималась, любила рисовать, плела из бисера, была порядочным ребенком, умничкой, всегда обращалась ко мне "мамочка", "мамочка любимая", — рассказывает Халима, и ее глаза наполняются слезами.
"Нас поехало три подруги, три одноклассницы. Четверо взрослых и трое детей — Светлана и Николай Черновы с внуком Кириллом, которому 11 июля исполнялось пять лет, я взяла свою Камилю, которой 30 июля должно было исполниться 11, и Татьяна Рогова с дочкой Олей, которая закончила первый класс. Мы хотели сделать детям подарок, отправившись вместе по святым местам в Булгар. Дети мечтали об этой поездке", — рассказывает Халима.
Свою Камилю ради поездки в Булгар она специально "отпросила" на те выходные из спортивного лагеря.
Черновы и Роговы жили в Красногорском (республика Марий Эл), поэтому приобрести путевки было поручено Халиме. Покупая их в офисе компании "ИнтурВолга" в Казани, она подробно расспросила о теплоходе, на котором предстояло отправиться в путешествие, попросила показать его схему и фотографии. В компании заверили, что "Булгария" — обычный двухпалубный теплоход, да и на фото все выглядело прилично.
"Но сам теплоход я не видела. В принципе, мы часто ездили к родственникам по реке, я знаю, что такое "Омик", "Московский", "Восход", "Метеор", что такое речной транспорт. До того рокового дня я считала, что у нас все относительно благополучно", — говорит женщина.
Корабль-убийца
Согласно выводам экспертизы, "Булгария" к выходу в последний рейс была непригодна ни по техническому состоянию, ни по уровню подготовки и укомплектованности экипажа. Как отмечали пассажиры, перед отправкой в рейс в казанском порту "Булгария" стояла третьим бортом от причала, и всей картины сразу не было видно. Но практически все заметили крен на правый борт и на вопрос о состоянии судна от команды получили ответ: "Ничего страшного, когда отойдем, выровняется".
Усмановы, Черновы и Роговы разместились в двух каютах по левому борту в трюме — 007 и 009. "Иллюминатор в нашей каюте не закрывался, дверь тоже, поэтому сумочки с документами и деньгами, выходя из каюты, брали с собой", — говорит женщина.
А еще, как отмечали в своих показаниях пассажиры, во многих каютах не хватало жилетов — был один в двухместной, два или даже один — в четырехместной, многие из них невозможно было завязать. Никто из членов команды не проводил с пассажирами инструктаж по технике безопасности. Теплоход был грязным, постельное белье — мокрым, еда — плохой.
Вечером накануне катастрофы, согласно показаниям выживших, некоторые члены команды пили спиртное, а кое-кого из них утром даже не смогли разбудить на вахту. В Булгар теплоход отправился лишь на одном двигателе, второй был неисправен, на обратном пути вышел из строя топливный насос, и топливо носили ведрами.
"Титаник", "старое корыто", "хлипкая посудина" — это самые нейтральные определения "Булгарии", данные потерпевшими. Халима Усманова называет теплоход не иначе, как кораблем-призраком, саркофагом, гробом…
Мечта об "Арабелле"
Экскурсия по Булгару понравилась и взрослым и детям, они узнали немало интересного, много фотографировались. Возвратившись на "Булгарию", увидели, что вторым бортом за ней стоит "Арабелла".
"Света сходила, посмотрела и говорит: "Вот это корабль, на котором стоит плавать, наш с ним рядом не стоит". Мы пошли еще раз вместе, посмотрели — она в августе планировала еще раз приехать — решили, что на "Арабелле" куда-нибудь отправимся. Переговорили даже с начальником круиза на "Арабелле", обменялись координатами, он нам обещал скидку сделать, раз мы компанией и с детьми", — вспоминает Халима.
Женщина до сих пор винит себя за то, что не попыталась реализовать промелькнувшую тогда в голове мысль — попроситься на "Арабеллу", чтобы вернуться в Казань.
"Я так хотела попроситься: возьмите ради Бога, мы заплатим, пусть мы будем без питания, без всего, но чтобы вернуться в Казань на вашем корабле. Но учитывая, что билеты у нас на "Булгарию", а по правилам не положено подсаживать на корабль пассажиров, у которых нет путевки, я не стала этого делать. Да и была уверена, что на "Арабелле" свободных мест нет. Не хватило мне смелости, настойчивости, не попросилась на "Арабеллу", за что очень себя виню, это моя ошибка", — говорит она.
Незакрывавшаяся дверь помогла спастись
Когда сели на теплоход, начался дождь. Судно шло неровно, сильно укачивало, Халима чувствовала себя неважно. Детей пригласили в музыкальный салон.
"Камиля говорит: "Мамочка, я самая старшая, все умею, я детей проконтролирую. Ты устала, отдыхай, за меня не переживай, если что-то будет не так, я приду, скажу". Я решила отдохнуть, осталась в каюте, а Камиля, Оля, Кирюша и с ними двое взрослых — Светлана и Татьяна — пошли в музыкальный салон. Николай Чернов периодически к ним ходил, смотрел, как они там", — вспоминает женщина.
В какой-то момент она услышала истошные женские крики, ничего еще не понимая.
"Только потом я сообразила, что это кричали женщины в каютах трюма с правой стороны — там, где вода поступала. Видимо, они не могли выбраться, поскольку корабль уже воды зачерпнул, наклонился еще сильнее, двери оказались вверху и заблокированы. А у нас, наоборот, дверь не закрывалась, была нараспашку. Может быть, это нас и спасло", — рассказывает Халима.
В каюту прибежал Николай Чернов: "Бери документы, бегом наверх, корабль тонет". Оказавшись на первой палубе, женщина увидела, что теплоход резко кренится вправо, стекла треснули под напором огромной волны, вода через окна мгновенно стала заполнять внутренние помещения теплохода. Единственной мыслью было: "Это сон, такого быть не может!" Корабль перевернулся, Халиму накрыла большая волна.
Камилю она больше не видела. Когда оказалась на поверхности, была уверена, что ее девочка выплыла: "И она и Света очень хорошо плавали — на родине в Марий Эл мы легко озера переплывали. Надеялась, что моя Камиля где-то на той стороне корабля, на той стороне плота. Но ее там не оказалось…"
Потом Николай Чернов долго искал среди спасшихся своих родных и друзей, и Халима все никак не могла поверить его словам: "Наших никого нет, они остались на корабле…"
Когда удалось доплыть до шлюпок и забраться в них, они оказались дырявыми. Дыры закрывали и гребли руками. Две баржи прошли мимо. Примерно через два часа их спасла "Арабелла".
Камилю подняли на следующий день, Халима опознала ее 12 июля в морге.
"Смерть ребенка пережить невозможно, это самая тяжелая утрата, с которой нельзя смириться. Слава Богу, у меня есть мама, которой 85 лет и которая во мне нуждается. Осознание того, что я самый близкий для нее человек, на которого она может рассчитывать, помогает", — говорит женщина.
Николай Чернов, потерявший в этом крушении жену и внука, на судебных заседаниях всегда рядом. По словам Халимы, за это время с Черновыми они стали не просто близкими друзьями, а практически родными людьми: "Мы всегда поддерживаем друг друга, его дети — Настя, Витя — понимают меня, я — их. Они потеряли маму, я потеряла дочь, мы теперь единая семья".
Наказание виновных
Следствие и суд пришли к выводу, что причиной затопления "Булгарии" стала совокупность факторов: негодность судна к плаванию, несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей судовладельцем, экипажем, должностными лицами контролирующих органов.
Никто из потерпевших за эти три года ни на минуту не усомнился в виновности подсудимых. И все пережившие эту трагедию считают назначенное наказание слишком мягким для тех, кто виновен в гибели 94 взрослых и 28 детей.
Халима Усманова — не исключение: "Конечно, мы бы дали больше. Тем более, я считаю, что амнистия на таких людей не должна распространяться, хотя бы до оглашения приговора. Они заслужили наказание по всей строгости закона. Инякина (глава компании-субарендатора теплохода) просила о снисхождении, о возможном условно-досрочном освобождении, говоря, что ее дети без матери растут. Но никаких условно-досрочных освобождений для них быть не должно. Дети ее в любом случае дождутся, а мы своих детей — уже никогда…"
Десятого июля, в третью годовщину крушения "Булгарии" все пережившие эту трагедию соберутся у мемориала в селе Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. Он был открыт в первую годовщину трагедии в нескольких километрах от места крушения. Поминальные службы в церкви и мечети, традиционные минута молчания, корабельный гудок и бесконечное чувство вины и боль. Вместе с десятками других в этот день сюда обязательно приедут Халима Усманова и семья Черновых.