Центр международной журналистики и исследований
Перспективы создания независимого Курдистана в Ираке приобретают все более реальные очертания, осложняя выход правительства Нури Малики из кризиса и затрагивая геополитические интересы целого ряда государств.
В то время как террористическая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) продолжает борьбу против центрального правительства Ирака, захватывая все новые территории, президент автономии иракских курдов Масуд Барзани в середине прошлой недели выступил перед региональным парламентом с призывом начать подготовку к проведению референдума о независимости Иракского Курдистана.
На официальном уровне планы главы иракских курдов по проведению референдума о независимости не встретили широкой поддержки. Единственным, кто открыто выразил одобрение, был израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху. В Вашингтоне на эти заявления отреагировали сдержанно, отметив, что Соединенные Штаты по-прежнему выступают за целостность Ирака.
Однако ряд встреч, состоявшихся недавно между руководством Иракского Курдистана и высокопоставленными западными чиновниками, свидетельствует о том, что инициатива Масуда Барзани воспринимается на Западе серьезнее, чем казалось на первый взгляд.
24 июня с необъявленным визитом в столице Иракского Курдистана Эрбиль пребывал госсекретарь США Джон Керри, а уже 27 июня там же состоялась встреча руководства курдов с министром иностранных дел Великобритании Уильямом Хейгом.
Очевидно, что главной темой переговоров был новый статус богатого нефтью города Киркука, который 12 июня в разгар наступления боевиков ИГИЛ полностью перешёл под контроль курдской армии «Пешмерга» и, несмотря на протесты со стороны правительства Малики, стал восприниматься курдами неотъемлемой частью Иракского Курдистана. Но вполне вероятно, что в ходе этих встреч Барзани обсудил с высокопоставленными западными коллегами и свои планы по проведению референдума о независимости Курдистана.
Кроме того, на прошлой неделе ключевые помощники лидера Иракского Курдистана провели ряд встреч в Вашингтоне с представителями Госдепартамента США, Белого дома и Конгресса, добиваясь поддержки того, что курды называют «новой реальностью» в Ираке, то есть полного контроля над Киркуком и дальнейшей автономизации Курдистана вплоть до создания отдельного государства.
Стоит напомнить, что Масуда Барзани в течение длительного времени поддерживало ЦРУ. Планы по созданию независимого Иракского Курдистана обсуждаются в американском истеблишменте уже давно, но получают неоднозначную оценку.
Еще в 2006 году в «Нью-Йорк таймс» вышла статья нынешнего вице-президента Джо Байдена в соавторстве с почетным президентом Совета по международным отношениям Лесли Гелбом (Council on Foreign Relations, Leslie Gelb), в которой предлагалось провести децентрализацию власти в Ираке с отделением курдской, суннитской и шиитской частей. При этом отмечалось, что развитие курдского национализма может привести к выгодной для США дестабилизации ситуации в Сирии и Иране, в которых проживает по 5 миллионов курдов.
Это предложение раскритиковал авторитетный американский специалист в области национальной безопасности, эксперт Центра стратегических и международных исследований Энтони Кордесмен (Center for Strategic and International Studies, Anthony Cordesman), подчеркнув, что разделение страны на три части не будет служить американским интересам, а приведет к усилению экстремистских группировок и всплеску насилия.
Какую позицию по отношению к перспективам создания независимого Курдистана в Ираке займет Вашингтон в нынешней ситуации пока остается неясным. С одной стороны, это отличный шанс для американцев закрепить свои экономические интересы на богатом нефтью севере Ирака и серьезный геополитический козырь в виде подъема курдского национализма и возможности дестабилизации ключевых ближневосточных государств, в которых проживают курды: Ирана, Сирии и Турции. С другой стороны, поддержка независимости иракских курдов в Ираке сулит появление нового очага экстремизма на Ближнем Востоке и дальнейшее распространение хаоса, который становится все менее управляемым.