МУРМАНСК, 7 июл — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Холодная война на холодном севере стала главной темой фильма, который снимает норвежский режиссер и сценарист Александер Улай Корснес (Aleksander Olai Korsnes) на границе между Россией и Норвегией, пролегающей по реке Паз. Режиссер надеется, что его картину о границах — тех, что прочерчены на картах, и тех, что спрятаны глубоко в душе, — уже в ближайшее время увидят зрители обеих стран.
Рыбалка — норвежская страсть
В Норвегии утверждают, что жители страны фьордов рождаются с лыжами на ногах. Вполне справедливо будет добавить — и с удочкой в руках. Трудно найти истинного норвежца, который не испытывает страсть к рыбалке и не имеет в запасе захватывающей истории о самой крупной пойманной рыбе.
Александеру Улаю было всего шесть лет, когда он отправился на рыбалку вместе с отцом в родных местах в провинции Финнмарк на севере Норвегии. Река Паз, протекающая здесь, не обычный водоем, где каждый может забросить удочку. Здесь проходит государственная граница между Россией и Норвегией.
"Фотографировать другую сторону границы запрещено. Пересекать границу запрещено. Перемещать иностранных граждан запрещено. Граница проходит по середине русла реки" — надпись на табличке у реки уже взрослый Александре Улай процитировал в своем рассказе "Граница".
В 1985 году, о котором вспоминает режиссер, граница была на замке — пусть без ворот и колючей проволоки, зато под надежной охраной часовых, которых, благодаря неширокой речушке, можно было рассмотреть с территории соседнего государства.
"На норвежской стороне мы ловили рыбу, а там, по ту сторону реки, никого из рыбаков не было, только пограничники. И я все думал, пытался представить, что там, на другой стороне, какие там люди, кто эти военные. Иногда я видел солдат. Я помню, они махали нам и даже улыбались", — вспоминает Александер.
Возможно, такое дружелюбное поведение пограничников не было фантазией норвежского мальчика — на севере враждебности между обычными людьми соседних стран, по воспоминаниям многих, в том числе Александера, не чувствовалось: жители северных районов королевства всегда помнили о том, что именно советские солдаты освободили их от фашистов в 1944 году. Но все же холодный ветер большой политики дул и над темными водами границы-реки.
"Я все воображал: может, там тоже есть такой мальчик с отцом, которые ловят рыбу. Может, он такой же, как я. Эти воспоминания до сих пор со мной — с тех пор, как я был ребенком. И когда вырос, я написал рассказ, где мои фантазии обрели реальный сценарий", — рассказывает режиссер.
Мотор!
Сценарий будущего фильма вырос из детских воспоминаний и фантазий Александера. Молодой норвежец с друзьями приезжает порыбачить на берег реки Паз. Ему непременно нужно поймать самую большую рыбу и поразить приятелей. И удача улыбается ему — огромная семга схватила наживку.
Однако, пытаясь вытащить рыбину на берег, главный герой цепляет леску о ветку дерева, растущего на советской стороне реки. Русский мальчик, оказавшийся поблизости, не теряется, хватает рыбу и убегает. Норвежец, недолго думая, бросается в погоню, рискуя жизнью ради того, чтобы вернуть добычу.
"Я написал историю — типичную, можно сказать, международную. Люди во многих странах хотят поймать самую большую рыбу, чтобы поразить друзей. Для многих это способ самоутверждения. И они готовы на все, лишь бы поймать эту рыбу", — рассказывает Александер.
Чтобы воплотить рассказ на экране, режиссер выбрал живописный берег реки Санднесэльва, планировал съемки и на российском берегу, чтобы сохранить достоверность. Но подобрать ключ к замку на российской границе ему так и не удалось.
"Мы пытались получить разрешение на съемки в погранзоне, нам нужно было 10 метров территории. Мы семь или восемь месяцев пытались получить разрешение, но тщетно. Пришлось использовать только норвежский берег", — говорит режиссер.
Роль рыбы
Александер решил набрать всю команду на севере — там, где разворачивается действие картины. Его идея — дать возможность региональным (в столицах их еще называют "провинциальными") актерам, операторам, монтажерам и прочим представителям кинематографических профессий реализоваться у себя дома. Главные роли в картине сыграли русские и норвежские артисты.
"Они мужественно выполняли все команды режиссера. В воду — так в воду, хотя было очень холодно!" — вспоминает координатор на площадке Мария Гоман. Ей пришлось разыскать в антикварных магазинах форму пограничника советского времени и все необходимые атрибуты, привезти все на площадку.
"Даже пограничные столбы были настоящие, правда, списанные — они уже когда-то использовались для одного художественного проекта, а в картине снова "служили", обозначая границы России и Норвегии", — вспоминает Мария.
Претендента на одну из главных ролей — огромной семги — пришлось арендовать у местных рыбаков. Рыбу держали в специальном боксе, наготове было несколько дублеров. "Звезду экрана" периодически сбрызгивали специальным составом, чтобы чешуя блестела, рассказывает российский координатор.
Для Марии, которая переводила рассказ с норвежского на русский язык, это не просто забавная история, которая могла бы произойти на границе. "У нее философский подтекст. Ведь когда граница проходит по реке, как определить, чья в реке рыба?" — рассуждает Мария.
Судьбу своей картине режиссер уже спланировал. Осенью он закончит монтаж и озвучивание фильма, зимой планирует представить работу зрителю на крупной европейском фестивале в норвежском Тромсё. А дальше, если повезет, — Канны, Берлин, Венеция.
"Очень хочу показать ее и в России", — говорит режиссер. Он уверен, что и российский и норвежский зритель воспримут картину одинаково.
"В ней есть и философия, и юмор. Я надеюсь, что еще не раз сниму кино по обе стороны границы, здесь, в регионе с богатым прошлым и настоящим, так много потрясающих драматичных историй", — говорит Александер Улай.