МОСКВА, 3 июл — РИА Новости. Идея нострификации (признания) в России дипломов, выданных в исламских вузах арабских и других мусульманских стран, является преждевременной и опасной для страны, имея в виду возможный экспорт в Россию нетрадиционных для отечественного ислама или прямо экстремистских взглядов и их проповедников. Такое мнение высказали опрошенные РИА Новости эксперты, комментируя инициативу ректора Московского исламского института (МИИ) Дамира Хайретдинова.
Ректор МИИ в интервью РИА Новости назвал "самым проблемным" тот факт, что в России невозможна нострификация дипломов, выданных в арабских и других мусульманских государствах. По его словам, дипломы, полученные в ряде ведущих исламских вузов, "даже дипломы обладателя научной степени в области теологии, не могут быть приравнены в России к дипломам даже бакалавра".
Дамир Хайретдинов считает, что неурегулированность этого и других вопросов в образовательной сфере приводит, в частности, к "оттоку наших выпускников, стремящихся продолжать обучение за рубежом".
"Чему они будут учить нас?"
Комментируя высказывания Хайретдинова, ректор Казанского института финансов, экономики и информатики и один из инициаторов создания Научно-исследовательского исламского центра (НИИЦ) в Казани Альбина Салихова напоминает, что нострификация, согласно российскому законодательству, есть "официальное подтверждение значимости иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий в целях обеспечения доступа их обладателей к профессиональной деятельности в РФ" и предоставления их обладателям соответствующих прав.
"Задайтесь вопросом, так ли нам необходима нострификация иностранных теологов? Готовы ли мы дать те же права в обучении российских граждан иностранным религиозным ученым? Чему они будут учить нас? Чью культуру они нам принесут? Ведь образование и просвещение это мощный двигатель любых течений — и позитивных, и отрицательных", — сказала РИА Новости Салихова.
Она не исключила, что реализация на практике данной идеи может стать "окном в Россию для различных экстремистски настроенных групп". "Если мы пойдем по пути признания иностранных дипломов, к нам хлынут выпускники зарубежных исламских вузов, вот тогда и есть риск окончательно потерять лицо российской исламской мысли. А ведь у нас сегодня очень хорошая богословская школа, взять хотя бы Марджани, Бигиева", — отметила собеседник агентства.
За последние 20 лет в России, добавила она, "уже много кто преподавал". При этом ректор казанского института обратила внимание на то, что во многих странах, например в Турции, существует система переподготовки лиц, получивших образование за рубежном, и иногда, по ее словам, проходит четыре-пять лет, прежде чем обладателю иностранного диплома дадут работать в этой стране.
"Есть понятие безопасности государства, есть мировой опыт. Религия — это очень тонкая материя, многовековые традиции российского ислама теряются, и происходит замена традициями других народов. Это наглядно видно даже по одежде, манерам, образу жизни наших мусульман. Я считаю, что необходимо очень осторожно относиться к таким призывам, очень взвешенно, это вопрос не одного дня и от его решения зависит безопасность государства", — заявила эксперт.
"Аль-Азхар" и многоконфессиональность России
Схожее мнение высказал РИА Новости и доцент кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) религиовед Роман Силантьев. Он считает, что "нострификацией преждевременно заниматься, и гарантий никаких нет, что из этого получится".
В пример собеседник агентства привел ситуацию, когда выпускник одного из старейших в мире исламских университетов Аль-Азхар (Египет), ныне преподаватель российского исламского вуза, распространял в интервью фантастические размышления о католиках, основанные на историях из компьютерной игры Warhammer 40.000.
"Он поделился совершенно сенсационными, скажем так, взглядами на историю христианства. Например, обвинил католиков в том, что они причастны к преступлениям инквизиции из мира Warhammer – мира вымышленного", — сказал Силантьев.
По словам эксперта, в такой многоконфессиональной стране, какой является Россия, человеку, имеющему диплом государственного образца, необходимо иметь хотя бы минимальный объем знаний, касающийся не только какой-то одной религии, но и других традиционных верований и культур. Поэтому, отмечает Силантьев, пока не стоит "по умолчанию признавать дипломы даже самых солидных, казалось бы, вузов".
"И ведь это довольно солидный вуз — этот университет Аль-Азхар. И в этом университете, как видим, человек имеет знания не просто нулевые по другим религиям — например, христианству, конкретно католичеству, — эти знания имеют отрицательный характер", — заключил эксперт.
В свою очередь, комментируя высказывания ректора Московского исламского института о том, что в России "до сих пор в исламской образовательной сфере нет аккредитованной магистратуры", Альбина Салихова призывает "четко разграничить образование религиозное и образование государственное, так называемое светское". По ее словам, государственная аккредитация той или иной специальности касается только светских наук, в том числе включенного Минобрнауки РФ в этот список направления подготовки "Теология". В то же время дипломы духовного религиозного образования религиозные образовательные учреждения имеют права выдавать без государственной аккредитации, так же как и утверждать самолично программы обучения, отмечает эксперт.