Столица Белоруссии город Минск был освобожден в ходе Минской наступательной операции 29 июня — 4 июля 1944 года, проведенной войсками 3-го (генерал армии Иван Черняховский), 2-го (генерал-полковник Георгий Захаров) и правого крыла 1-го (маршал Советского Союза Константин Рокоссовский) Белорусских фронтов при содействии 1-го Прибалтийского фронта (генерал армии Иван Баграмян).
В июне 1944 года линия фронта на белорусском направлении проходила на восток от Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и представляла собой дугу или выступ (так называемый "Белорусский выступ"), обращенный своей вершиной на восток и протянувшийся более чем на 1100 километров. Гитлеровцы сконцентрировали здесь наиболее крупную группировку своих войск — группу армий "Центр" (командующий генерал Эрнст Буш, которого 28 июня сменил считавшийся в вермахте наиболее искусным в ведении именно оборонительных сражений генерал-фельдмаршал Вальтер Модель) в составе 3-й танковой армии, 4-й, 9-й и 2-й полевых армий. С севера к группе "Центр" присоединялись войска 16-й армии из группы армии "Север", с юга — соединения 4-й танковой армии из группы армий "Северная Украина".
Всего Красной Армии противостояли подготовленные к стратегической обороне 63 дивизии и 3 бригады с количеством 1,2 миллиона человек, 9500 орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий, 1350 самолетов. Созданную в Белоруссии глубокоэшелонированную систему обороны, которая прикрывала главные стратегические направления (восточно-прусский и варшавско-берлинский), гитлеровцы называли "Фатэрлянд", показывая, что здесь их армия отстаивает рубежи самой Германии.
Советское командование приняло все меры для обеспечения успеха операции по освобождению Белоруссии: на протяжении апреля-мая был детально разработан план операции; проведена всесторонняя подготовка к наступлению (наши войска были объединены в четыре фронта, обеспечены в достаточной степени техникой, боеприпасами, горючим, медицинскими средствами, питанием); продумана система взаимодействия подразделений Красной Армии с партизанскими соединениями, бригадами и отрядами.
К исходу 28 июня 1-й Прибалтийский фронт вел боевые действия на подступах к Полоцку и на рубеже Дретунь, восточнее поселка Ушачи, Лепель; войска 3-го Белорусского фронта подошли к реке Березина, охватывая противника с севера; войска 2-го Белорусского фронта теснили врага с востока; 1-й Белорусский фронт, взломав оборону противника на Березине и охватывая его с юга, вышел на рубеж Свислочь, Осиповичи, западнее города Старые Дороги, восточнее поселка Копаткевичи, далее вверх по реке Припять. Подвижные соединения фронтов, действовавшие в районах Борисова и Осиповичей, находились в 100 километрах от столицы Белоруссии, а главные силы противника, отступавшие в направлении Минска, — в 130-150 километрах от него, не имея возможности оторваться от наступавших с востока войск 2-го Белорусского фронта. В этой обстановке, в соответствии с замыслом Белорусской операции, Ставка Верховного Главнокомандования директивами от 28 июня поставила задачи фронтам на окружение и уничтожение минской группировки противника.
Замысел советского командования заключался в том, чтобы в ходе развернувшегося преследования врага стремительными ударами войск левого крыла 3-го Белорусского фронта и части сил правого крыла 1-го Белорусского фронта по сходящимся направлениям на Минск во взаимодействии со 2-м Белорусским фронтом завершить окружение минской группировки противника. Одновременно войска 1-го Прибалтийского, правого крыла 3-го Белорусского и часть сил 1-го Белорусского фронтов должны были продолжить стремительное наступление на запад, уничтожить подходившие резервы противника и создать условия для развития наступления на шяуляйском, каунасском и варшавском направлениях.
29-30 июня войска 3-го Белорусского фронта вышли к Березине, форсировали ее в нескольких местах и продолжали стремительно продвигаться к Минску.
Гитлеровское командование делало все, чтобы удержать город. Здесь были сконцентрированы три пехотные и одна танковая дивизии, три полка эсэсовцев, срочно переброшенные из Польши.
Бои советских войск за освобождение Минска начались на рассвете 3 июля. Первым в городскую черту прорвался танк младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова. Через некоторое время в город ворвались основные силы 4-й гвардейской танковой бригады 2-го Тацинского гвардейского танкового корпуса генерал-майора Алексея Бурдейного. Также успешно действовали войска 1-го Белорусского фронта, которые преследовали противника на минском и барановичском направлениях. 1-й гвардейский танковый корпус (генерал-майор танковых войск Михаил Панов) в ночь на 3 июля обошел Минск с юга и вышел на юго-восточную окраину города, где соединился с войсками 3-го Белорусского фронта. Тем самым было завершено окружение основных сил противника (всего 105 тысяч человек). В направлении Минска одновременно наступали и войска 2-го Белорусского фронта. Они сковывали, дробили и уничтожали соединения противника, не давали им возможности оторваться и быстро отойти на запад. Советская авиация, прочно удерживая господство в воздухе, наносила мощные удары по противнику, дезорганизовывала планомерное отступление его войск, препятствовала подходу резервов. К исходу 3 июля Минск был освобожден. Большую помощь войскам оказали партизаны, которые устраивали засады на путях отхода противника, громили его штабы и отдельные части, захватывали переправы.
На востоке и юго-востоке от Минска в окружении оказалась более чем 100-тысячная группировка противника ("Минский котел"). Гитлер обратился по радио к командованию группировки с приказом, в котором требовал сделать все, чтобы выйти из окружения. Ликвидация немецкой группировки продолжалась до 11 июля, в результате противник потерял 70 тысяч человек убитыми, более 30 тысяч человек были взяты в плен, в том числе 12 генералов.
Минская операция представляет значительный интерес с точки зрения развития советского военного искусства. Окружение восточнее Минска крупной группировки противника было запланировано еще при подготовке Белорусской операции и осуществлено в ходе преследования противника на глубине 200-250 км от переднего края его обороны. Решение такой задачи стало возможным благодаря четкому взаимодействию фронтов, которые преследовали отходившего противника как по параллельным путям (3-й и 1-й Белорусские фронты), так и с фронта (2-й Белорусский фронт). В Минской операции войска на внешнем фронте не переходили к обороне на определенном рубеже, а продолжали развивать наступление в глубину, чем лишали противника возможности организовать непосредственное взаимодействие его окруженной группировки с основными силами на внешнем фронте окружения из-за его непрерывной подвижности. Важную роль в решении задач по окружению и уничтожению противника играл маневр соединения и объединения подвижных войск. При этом большое значение придавалось передовым отрядам, основу которых составляли стрелковые батальоны, посаженные на автомашины и усиленные танками, САУ (самоходно-артиллерийская установка) и артиллерией. За умелые и героические действия в Минской операции свыше 50 соединений и частей были удостоены почетного наименования Минских.
(Дополнительный источник: (Военная энциклопедия. Воениздат, Москва. 8 т., 2004 г.)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников