МОСКВА, 1 июл — РИА Новости, Александр Лексаков. Ровно два года назад территория российской столицы увеличилась почти в 2,5 раза за счет солидного "ломтя" подмосковных территорий. За это время власти успели сменить несколько концепций будущего новой Москвы, и теперь РИА Новости вспоминает основные этапы развития присоединенных земель, которое сами столичные власти оценивают на твердые четыре балла.
Изменение границ столицы было инициативой президента РФ Дмитрия Медведева, который в июне 2011 года предложил прирезать к Москве 148 гектаров подмосковных земель на юго-западе от МКАДа, до границы с Калужской областью.
Объединение старой и новой Москвы произошло 1 июля 2012 года. В общей сложности к столице перешло 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа — Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, входившие в Подольский, Ленинский и Нарофоминский районы Подмосковья. Также к Москве отошла часть территории Одинцовского и Красногорского районов Подмосковья, а Подмосковье получило участок в Куркино.
Банк эффективных решений
Первым делом после расширения границ города власти Москвы решили понять, что им делать с этим "подарком" федеральных властей. В феврале 2012 года они объявили международный архитектурный конкурс на концепцию развития московской агломерации, участвовать в котором пригласили 10 авторских коллективов — как российских, так и иностранных. Среди архитектурных команд были и такие звезды как, в частности, голландское бюро OMA Рема Колхаса.
Конкурс, продолжавшийся полгода, завершился 5 сентября 2012 года. Лучшей командой, предложившей проектные решения по московской агломерации и по развитию Москвы, члены жюри признали французский коллектив Antoine Grumbach et Associes. Французская команда предложила сформировать московскую агломерацию, состоящую из главного города, зеленого защитного пояса шириной в 5-15 километров и пояса городов-спутников на удалении до 100 километров. Среди идей конкурсантов было и создание перспективной зоны преимущественной занятости на западе агломерации и перспективного расселения на востоке. "Новая" Москва, по версии команды, должна была стать "линейным городом", вытянутым вдоль магистрали Калужского шоссе. Стоимость проекта освоения новых территорий Москвы французы оценили в 7,5 триллиона рублей.
Несмотря на отдаваемое предпочтение французской команде, столичные чиновники пообещали, что все материалы, которые подготовлены участниками, будут применены на практике.
"Фактически это был не конкурс, а продолжительный по времени workshop с привлечением интеллектуальных ресурсов со всего мира", — говорит директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Ирбитская.
По ее словам, ни одно частное видение решения проблемы не может быть панацеей. "Поэтому задача была собрать разные мнения, и фактическим результатом конкурса стало создание банка эффективных решений", — рассуждает она.
Еще одним значимым эффектом конкурса стало то, что поднялся уровень компетенции всех участников процесса — произошел обмен опытом чиновников и экспертов, власти ознакомились с заграничным опытом, узнав, как вопросы подобного масштаба решаются в мире, добавляет Ирбитская.
Несговорчивые чиновники
Непропорциональное "утяжеление" юго-запада Москвы на 150 тысяч гектаров, по мнению властей, в первую очередь должно было разрушить концентрическую схему развития столицы, из-за которой основные инвестиции шли в центр, а не на окраины столицы.
Основной вклад в привлекательность новых территорий должно было внести создание правительственного центра на землях совхоза "Коммунарка". Власти решили обдумать возможный перенос в новую Москву Совета Федерации, Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, администрации президента, аппарата правительства, Генпрокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и ряд судебных органов, включая Верховный суд. Размещение такого центра, к слову сказать, было одной из задач архитектурного конкурса на концепцию развития московской агломерации, и лучшее решение этой задачи, по мнению жюри, было предложено командой Urban Design Associates из Америки.
Впоследствии президент России Владимир Путин поручил реально оценить и понять, сколько стоит подобный проект может стоить. Он отметил, что только после этого можно будет принять окончательное решение.
Необходимость каждый рабочий день ездить за МКАД на работу не пришлась чиновникам по душе. Активнее остальных выдворению на окраины сопротивлялись депутаты и сенаторы, которые наперебой предлагали различные варианты строительства нового парламентского квартала где-нибудь в центре Москвы. В администрации президента заявили, что проект выйдет слишком дорогим, а размещение госструктур на присоединенных территориях приведет к еще большим пробкам в столице.
В итоге в марте 2013 года Минфин сообщил, что в Коммунарку поедут только органы исполнительной власти, без парламентариев и судов, а потом дискуссия о необходимости переезда чиновников за МКАД и вовсе заглохла. Сегодня планируется, что в административно-деловом центре в Коммунарке разместится только префектура Троицкого и Новомосковского округа, а также некоторые московские департаменты.
"Переезд правительственных органов в новую Москву вряд ли имел бы долгосрочный эффект. Сначала появился бы первый шлейф предпринимателей, которые хотят быть поближе к власти, и начался бы строительный бум, но продолжался бы он лишь несколько лет", — отмечает Ирбитская. Она обращает внимание на то, что объявление о присоединении новых территорий Подмосковья к столице вызвало вначале резкий интерес девелоперов — ряд новых проектов был анонсирован в новой Москве, однако сегодня ажиотаж снижается.
Что же действительно будет иметь долгосрочный эффект, отмечает эксперт, так это модернизация и развитие транспортной и инженерной инфраструктур в новой Москве.
Больше дорог и метро
Видение того, каким должен быть транспортный каркас новой Москвы, также менялось со временем. Поначалу власти хотели провести только одну ветку метро на новых территориях, сегодня же в планах властей — четыре линии.
Так, новая линия пойдет от Третьего пересадочного контура вдоль Калужского шоссе в район Коммунарки. Также запланировано продление Сокольнической линии от станции "Юго-Западная" до Саларьево и продление Калининско-Солнцевской линии от станции "Деловой центр" до деревни Рассказовка, а затем, возможно, в аэропорт "Внуково". Обсуждается и прокладка ветки метро в район Рублево-Архангельского, но уже после 2020 года.
Присоединение новых территорий заставило власти внести корректировки и в планы по реконструкции автомагистралей. Реконструкция Ленинского проспекта была отложена, вместо нее власти взялись за расширение Калужского шоссе, которое может закончиться уже к 2017 году. На первом этапе будут реконструированы 8,4 километра шоссе от МКАД до Троицка. При этом проект предусматривает расширение шоссе с 4-6 полос до 8-10 полос движения в двух направлениях, а также строительство 10 развязок и 27 остановок наземного общественного транспорта. Также планируется создание полосы общественного транспорта.
Другим крупным автодорожным проектом в новой Москве станет участок ЦКАД, к проектированию и строительству которого власти намерены приступить в этом году.
Помимо этого, власти наметили строительство автодорог на новых территориях, которые будут поперечными вылетным магистралям. Например, запланирована реконструкция автомобильной дороги от Боровского шоссе до Киевского шоссе — от деревни Рассказовка до города Московский, реконструкция Внуковского шоссе от Минского шоссе до Боровского шоссе и реконструкция автодороги от Киевского шоссе до Калужского шоссе. Транспортный каркас новой Москвы будет также включать связку между аэропортами Внуково, Остафьево и Домодедово. Были планы сделать ее железнодорожной, но потом власти решили проложить автомагистраль.
Новое строительство коснется и железнодорожных путей.
РЖД в настоящее время проектирует реконструкцию Киевского направления московской железной дороги, где предусмотрено строительство дополнительных путей. На Курском направлении также будет построен дополнительный железнодорожный путь от остановочного пункта "Каланчевская" до моста через Москва-реку и параллельно второй дополнительный путь Южного проезда до моста через Москва-реку.
Глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, подводя итоги второго года развития новых территорий, заявил, что темпы возведения инфраструктурных объектов ниже запланированных. При этом, по его словам, метро строится с опережением, а строительство дорог несколько задерживается.
Из-за транспорта он немного снизил сам себе оценку за развитие новой Москвы. "По пятибалльной шкале — на "четверку". На "пятерку" мы не дотянули, но на "четверку", на твердую, мы работаем", — сказал Хуснуллин журналистам.
Помощники из Поднебесной
Еще одним неожиданным элементом нового градостроительного плана развития новой Москвы стал Китай.
Завоевание новых территорий столицы гости с востока начали с деревни Мамыри, где, как стало известно в сентябре 2012 года, начал строиться торговый центр "Лотос". Общая площадь комплекса составит 1,5 миллиона квадратных метров, инвестиции в его строительство оцениваются в 2,5 миллиарда долларов. Проект подразумевает создание 20 тысяч торговых мест, из которых 500 получат китайские торговцы из провинции Гуандун. Позже были подписаны соглашения о предоставлении еще 200 мест обувным предприятиям провинции Чжэцзян. СМИ среди прочего упоминали, что в "Лотос" переедут китайские торговцы, оставшиеся без работы после закрытия Черкизовского рынка.
Другим крупным проектом китайских инвесторов в новой Москве является будущая ветка метро до административно-делового центра в Коммунарке. В мае 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин с делегацией столичных чиновников посетил КНР, где и было подписано соответствующее соглашение о строительстве. От КНР в проекте будут участвовать Китайская железнодорожная строительная корпорация (China Railway Construction Corporation,CRCC) и Китайский международный фонд (China International Fund).
Ранее власти Москвы откладывали строительство ветки метрополитена от Третьего пересадочного контура на срок после 2018 года, ссылаясь на отсутствие денег, но после того, как китайцы заинтересовались проектом, объявили, что ветку сдадут до конца 2017 года. Протяженность новой ветки составит около 15 километров. На ней запланированы семь станций ("Улица Новаторов", "Улица академика Опарина", "Улица генерала Тюленева", "Славянский мир", "Мамыри", "Коммунарка" и "Столбово"), две из которых пересадочные. Размер инвестиций оценивается в 60 миллиардов рублей.
Власти Москвы подчеркивают, что ветка не станет частной — инвестиции китайцам поможет вернуть разрешение на строительство недвижимости в зоне прохождения метро. Гости из Поднебесной могут возвести до 2 миллионов квадратных метров, из которых 500-600 тысяч квадратных метров придется на административно-деловой центр в Коммунарке.
Как отмечает руководитель аналитического центра "Инком-Недвижимость" Дмитрий Таганов, китайцы могут оказать значительное влияние на цены на недвижимость и себестоимость строительства в новой Москве. "У них есть интересные технологии развития — легкостальные конструкции, благодаря которым квадратный метр недвижимости может подешеветь на 30%", — уточняет он.
Подмосковье, которое хочет быть Москвой
Существующий фонд недвижимости на новых территориях Москвы включает 16 миллионов квадратных метров, в том числе 9,9 миллиона квадратных метров жилья и 6,1 миллиона квадратных метров нежилых помещений. При этом, по планам властей, здесь должно появиться еще 100 миллионов "квадратов", в том числе 50 миллионов квадратных метров жилья.
Сразу после объявления об увеличении столичной территории ряд экспертов заявил о возможности бурного роста рынка жилья в новой Москве и установлении здесь столичного уровня цен.
Однако, по данным аналитиков компании "НДВ-Недвижимость", рост цены квадратного метра в новостройках в новой Москве с августа 2012-го по май 2014 года составил 6%, в то время как в старой Москве этот показатель увеличился на 16%.
"Вряд ли новая Москва когда-нибудь догонит старую столицу по уровню цен на жилье. Новая Москва — это то же Подмосковье, и стоимость жилья здесь фактически рассчитывается в зависимости от удаленности от МКАДа, также как и в области", — комментирует гендиректор "НДВ-Недвижимости" Александр Хрусталев.
По его мнению, в будущем новые территории будут развиваться наравне с областью, а дополнительная прибавка к стоимости может быть только там, где протянут ветки метро. "Обещания, что правительственные органы переедут на присоединенные территории оказались обычным популизмом, и в итоге ни на что не повлияли", — констатирует эксперт.
Таганов, в свою очередь, замечает, что рост в новой Москве показали в основном не ценовые показатели, а по спрос. "До июля 2012 года многоэтажное жилье было в Троицке, а все остальное — малоэтажные поселки и садовые товарищества. После объявления о присоединении территорий в новую Москву пошли девелоперы в большом количестве, началась плотная застройка в Рассказовке и Коммунарке, между Симферопольским и Боровским шоссе. После того как появилось предложение, появился и спрос", — говорит он.
Тем не менее, признает Таганов, цены на первичное жилье на присоединенных территориях так и не догнали старую столицу, и сегодня составляют в среднем 85 тысяч рублей за квадратный метр.
"В будущем рынок жилья будет развиваться на ближайших территориях, до Малой бетонки, и будет привязан в основном к уже существующим населенным пунктам. Ближе к Калужской области будет строиться малоэтажка — коттеджи и таунхаусы, да и то не в краткосрочной перспективе, а лет через десять. Самое большое влияние на развитие новых территорий окажет открытие веток метро", — резюмирует эксперт.