КИЕВ, 28 июн — РИА Новости. Украина празднует 18-ю годовщину конституции. Основной закон уже несколько раз претерпевал изменения и,вероятнее всего, в скором времени его ждут новые пертурбации.
1996. Пятилетний конституционный процесс
Дискуссии о необходимости принятия конституции продолжались с самого момента провозглашения независимости Украины в 1991 году. Было предложено полтора десятка ее проектов, но ни один не был реализован до 1996 года. Наконец, 28 июня 1996 года — после 24 часов обсуждения в присутствии тогдашнего президента Леонида Кучмы — в 9.18 утра по киевскому времени Конституция Украины была принята сразу во втором и третьем чтениях.
Страна стала президентско-парламентской республикой, глава государства получил значительные полномочия и мог практически единолично решать судьбу правительства и губернаторов.
2004. Парламентско-президентская республика
Президентские выборы 2004 года обернулись "оранжевой революцией", когда сторонники одного из кандидатов Виктора Ющенко отказались признать победу другого — Виктора Януковича, заявляя о нарушениях в процессе голосования. Президент Кучма согласился на повторное голосование (так называемый третий тур) в обмен на передачу части президентских полномочий Верховной раде.
Ющенко попытался оспорить ограничение своей власти, но конституционный суд отказался рассматривать этот вопрос. Тем не менее новый президент все же смог пользоваться большими полномочиями вплоть до конца 2005 года — часть консенсуса состояла в том, что конституционные поправки вступили в силу не сразу.
По иронии судьбы главный бонус от конституционных изменений получил проигравший в президентской гонке Янукович — его Партия регионов победила на парламентских выборах 2006 года, а сам он получил кресло премьера. Правда, уже в 2007 году Ющенко распустил Раду, а после новых выборов Партия регионов хотя и получила наибольшее количество голосов, не смогла сформировать большинство в Раде, и премьером стала Юлия Тимошенко. Но Украина снова сползала в кризис, главными действующими лицами которого теперь были Ющенко и Тимошенко.
2010. Отмена "Неконституционной" конституции
На президентских выборах в 2010 году Тимошенко уступила Януковичу, сторонники которого после его победы инициировали отмену конституционной реформы 2004 года и восстановление президентских полномочий в прежнем объеме.
Конституционный суд, на этот раз взявшийся рассмотреть соответствующее представление, постановил отменить поправки 2004 года, поскольку они были приняты с процедурными нарушениями: депутаты забыли отправить на экспертизу в конституционный суд поправки, внесенные в последний момент в измененный проект Основного закона.
Правда, Ющенко хотел отменить конституционную реформу на том же основании.
2014. Наша песня хороша — начинай сначала
После расширения своих полномочий Янукович заявил, что реформа Основного закона продолжится. Для наработки новых поправок была создана Конституционная ассамблея, которую возглавил первый президент Украины Леонид Кравчук.
Ассамблея в 2013 году закончила подготовку концепции новых изменений в конституцию. Президентские полномочия вновь предлагалось перераспределить в пользу парламента, документ должны были утвердить в декабре 2013 года, однако из-за начавшихся массовых акций протеста утверждение концепции было перенесено на более позднюю дату. Из-за произошедшей в феврале 2014 года смены власти концепция так и не была утверждена.
Уличные протесты, начавшиеся в Киеве осенью 2013 года, как реакция на отказ правительства страны от курса евроинтеграции положили начало новому витку пертурбаций украинской конституции. Митингующие и парламентская оппозиция выдвинули возврат к редакции 2004 года одним из своих требований к властям.
После четырехмесячных уличных столкновений, 21 февраля, Янукович и оппозиция подписали соглашение об урегулировании политической ситуации. Одним из ключевых пунктов документа была договоренность о принятии, подписании и обнародовании в течение 48 часов закона, восстанавливающего действие Конституции 2004 года. В тот же день Верховная рада приняла соответствующий законопроект и направила его в администрацию президента на подписание.
Но опасаясь за свою жизнь, Янукович в ночь на 22 февраля покинул Киев. В ответ Верховная рада предприняла действия по смене власти, которые по мнению экспертов, имели признаки госпереворота. Нарушив достигнутые накануне договоренности и не дожидаясь пока Янукович подпишет закон о возврате к Конституции 2004 года, парламент принял постановление, возобновившее ее действие, без обязательной подписи президента. После этого Рада объявила о самоустранении Януковича от власти и назначила досрочные выборы президента на 25 мая.
Таким образом на Украине была восстановлена парламентско-президентская республика, впрочем, чистота механизма, который при этом был использован, находится под большим сомнением. Тем не менее новая власть почти сразу заявила о намерении доработать конституцию, а политики приступили к подготовке изменений Основного закона.
Децентрализация власти и гарантии русского языка в регионах
Избранный 25 мая президент Петр Порошенко также активно подключился к конституционному процессу и уже 26 июня внес на рассмотрение парламента свой проект конституционных поправок.
Центральное место в проекте занимает децентрализация власти. Это один из пунктов плана президента по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины, где после смены власти и попытки новых властей ограничить статус русского языка начались мощные акции несогласных и была запущена военная спецоперация против протестующих. Проект конституции также урезает полномочия президента.
Согласно документу, губернаторов теперь будут выбирать, а не назначать из Киева. Языковыми вопросами также займутся общины — им будет дано право предоставлять русскому и другим языкам нацменьшинств статуса регионального. И хотя украинский останется единственным государственным языком, документ гарантирует свободное использование русского языка в регионах.
"Впервые в истории Украины только что избранный президент, вместо того чтобы "натянуть" на себя полных полномочий и бороться, как это было обычно, за расширение своей власти, поступает с точностью до наоборот", — прокомментировал Порошенко свое решение ослабить власть президента.
Проект предлагает также лишить главу государства права назначать судей и вносить кандидатуры главы МИД и Минобороны на обсуждение в парламенте. Часть президентских полномочий будет передана местным органам власти.
Также упрощается возможность отстранения президента от должности. Причиной импичмента отныне может стать наличие в действиях президента признаков состава преступления, но для вынесения импичмента теперь будет необходимо согласие 300 из 450 депутатов, без подтверждающего решения верховного суда.
Проект также предусматривает включение главы Службы внешней разведки в Совет национальной безопасности и обороны Украины и создание новой силовой структуры — Государственного бюро расследований.
Игра в долгий ящик
На этой неделе во время встречи с председателем Венецианской комиссии (консультативный орган Совета Европы по конституционному праву) Джанни Букиккио в Страсбурге Порошенко заявил, что Украина нуждается в скорейшем рассмотрении его конституционного проекта комиссией.
Со своей стороны Букиккио заверил, что комиссия рассмотрит президентский проект в кратчайшие сроки, и тогда же будет предоставлено предварительное заключение по предложенной редакции.
Порошенко рассчитывает, что его проект будет принят парламентом в первом чтении уже на следующей неделе.
"Проект конституции будет зарегистрирован в Верховной раде Украины и направлен для выводов в Венецианскую комиссию. Я надеюсь, что Верховная рада будет способна принять изменения в конституцию уже на следующей неделе", — заявил Порошенко на встрече с представителями органов госвласти и местного самоуправления.
В то же время согласно существующему порядку внесения изменений в Конституцию Украины, принятие законопроекта в целом возможно только на следующей очередной сессии Верховной рады не менее чем 300 голосами, то есть не раньше осени. И еще непонятно, найдется ли в нынешнем парламенте достаточно голосов в поддержку президентского проекта.