ВЕНА, 26 июн — РИА Новости, Андрей Золотов. Большой семейный портрет Василия Поленова кисти Бориса Кустодиева был одним из десятков полотен русских художников начала XX века, которые выставлялись в 1908 году в Сецессионе — центре венского модерна. Вызвавший первоначально скандал в Петербурге и лишение Кустодиева поездки в Рим, этот портрет стал сенсацией в Париже и на Венецианском биеннале, а на выставке в Вене его купило правительство австро-венгерской монархии для создававшейся тогда галереи современного искусства. Впоследствии это собрание вошло в коллекцию венского музея Бельведер.
Сегодня этот портрет занял одно из центральных мест на открывшейся в четверг в Нижнем Бельведере большой выставке "Серебряный век", посвященной обширному художественному общению России и Австрии столетней давности и ставшей одним из центральных событий Российско-австрийских культурных сезонов 2013-2015 годов.
"Это большое событие — исследование о влиянии русского искусства на Австрию", — сказал в четверг на презентации выставки для журналистов один из ее кураторов Альфред Вайдингер.
Врубель из мастерской Климта
Эта выставка — во многом первооткрывательская, рассказывает второй куратор выставки Константин Акинша. Разумеется, общность культурных корней и эстетических форм искусства европейского модерна была общеизвестной. Но конкретные факты, связанные с выставками русского искусства в Вене, местонахождением тех или иных присутствовавших на них произведений, покупками и контактами между художниками, были неизвестны — о них забыли в ходе Первой мировой войны и последовавшего культурного разъединения Европы.
Судьба некоторых экспонатов поистине удивительна. Акинша рассказывает, что вскоре после начала работы над этой выставкой в октябре прошлого года получил от своего партнера Вайдингера снятую на телефон фотографию фигуры из майолики, в которой он безошибочно определил работу Михаила Врубеля. Оказалось, что Вайдингер пошел в гости к наследникам Густава Климта и увидел у них эту вещь, о происхождении которой родственники знаменитого венского модерниста знали лишь то, что она стояла в мастерской у Климта. "Они знали только то, что она стояла в студии у дедушки. На вопрос о том, чья это вещь, отвечали, что не знают — то ли венгерская, то ли финская", — говорит Акинша.
До конца сентября "Лель" Врубеля, которого Климт держал подле себя в мастерской, будет стоять в одном из залов Нижнего Бельведера рядом с другими майоликами Врубеля, приехавшими из России, и грандиозным полотном Константина Коровина "Тайга у Байкала" из Государственного русского музея.
Рильке и Пастернак в рисунке и стихах
На выставке, подготовленной в рекордные для проектов такого масштаба сроки, — десятки произведений из Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Театрального музея имени Бахрушина (кураторы отмечают особенно творческий подход работников этого музея к подготовке выставки), коллекции банкира Петра Авена, который, по словам Акинши, не только дал на выставку свои первоклассные вещи Головина, Бакста и других мастеров, но и способствовал непростому делу получения произведений из крупных музеев. Семья Мазур из Лондона предоставила оригинальные костюмы по эскизам Бакста для Дягилевских "Русских сезонов" в Париже, а частный коллекционер из Праги — плакаты Дмитрия Моора и "Окна РОСТА" Владимира Маяковского.
Многое о культурных связях Москвы и Вены того времени может рассказать портрет Райнера Мария Рильке, которого изобразил на фоне Московского Кремля знаменитый художник Леонид Пастернак — отец классического переводчика Рильке на русский Бориса Пастернака. Эта вещь приехала в Вену из частного собрания в Оксфорде.
Один из девяти залов выставки занимают произведения австрийских художников, выступающих в диалоге с русскими современниками. Здесь произведения Климта, Оскара Кокошки, других мастеров. Один из залов посвящен великому дягилевскому танцовщику Вацлаву Нижинскому, который был тесно связан с Веной, приезжал сюда лечиться. Здесь можно видеть выписки из домовой книги тех мест, где он останавливался, и уникальные кадры киносъемки Нижинского, приехавшего в Вену сразу после Второй мировой войны, в 1945 году.
Троцкий об искусстве в Cafe Central
На одном из плакатов Моора времен гражданской войны в России — цитата из Льва Троцкого и грозный красноармеец в образе строителя РККА. А прочитав каталог выставки, можно узнать, что в бытность политэмигрантом в Вене Троцкий писал художественные рецензии для газеты "Киевская мысль". Одна из них — "Новогодний разговор об искусстве" — посвящена именно русской выставке в Сецессионе в 1908 году и тому, как национальные мотивы в творчестве Рериха и Билибина облечены в общеевропейские модернистские формы того времени. "Даже на Рерихе с его славянскими примитивами национальность сидит, как картонная маска, под которой чувствуется декадент-космополит. О других и говорить нечего!", — писал Троцкий, представляя свой текст как разговор новогодним вечером "немца-врача, русского журналиста, русского эмигранта-семидесятника, художницы-венгерки и русской музыкантши" в венском Cafe Central.
Нынешняя выставка в Нижнем Бельведере отсылает зрителя к пяти историческим выставкам русского искусства в Вене — выставкам 1901 и 1908 года в Сецессионе, выставке Рериха 1906 года и Бакста 1914 года в видных частных салонах и выставке советского пропагандистского плаката, которую в 1921 году организовали РОСТА и Коммунистическая партия Австрии.
"Это был последний единый стиль Европы — модерн. Культурные связи были удивительные. Сегодня проходила выставка в Вене или Москве, завтра об этом писал художественный журнал в Лондоне. Все друг друга знали. Потом в 1914 году это все распадается, и никогда больше такого прямого совпадения не было", — говорит куратор Акинша.
Выставка в Нижнем Бельведере продлится до 28 сентября.