Центр международной журналистики и исследований
Выступая в Атлантическом совете 19 июня, министр обороны подчеркнула: «Германия не останется индиффирентной в отношении конфликтов и кризисов». В ответ на украинский кризис, считает министр, «мы должны продемонстрировать большее военное присутствие в Восточной Европе». Говоря о миротворческой роли для Бундесвера, фон дер Ляйен отметила: «Мы готовы предоставить то, чего нет у других».
Заявления министра обороны Германии показывают в частности, что руководство страны стремится в полном объеме использовать ресурсы и возможности Бундесвера за рубежом. Действительно, амбициозная военная реформа, начатая Карлом-Теодором цу Гутенбергом и продолженная Томасом де Мезьером, предполагает наращивание военного потенциала, который могут себе позволить только самые развитые страны мира. Так, после реформы Бундесвер будет способен участвовать в двух военных операциях одновременно с переброской до 10 тысяч военнослужащих в зоны конфликта. Наряду с этим германская армия сможет сформировать группировку численностью до 50 тысяч человек для участия в операциях НАТО и ЕС.
Таким образом, из территориальной армии, прикрывающей центральноевропейский фланг НАТО крупными общевойсковыми соединениями, Бундесвер постепенно превращается в мобильные экспедиционные силы, готовые к переброске в любую часть мира. Собственно, первая зарубежная операция в Афганистане уже показала, что немецкая армия сильна боевой подготовкой, высоким качеством вооружения, отлаженным тыловым обеспечением и малым количеством потерь.
Очевидно, что военные амбиции Берлина вполне отвечают запросу Вашингтона. Складывающаяся военно-политическая обстановка в Европе диктует США необходимость усилить внимание за европейским направлением НАТО и пресечь внешнеполитические разногласия между членами блока. Помимо «особых отношений» США и Великобритании у Вашингтона складываются альтернативные «особые отношения» с континентальной Германией. Разумеется, размах этих отношений будет сдерживаться частью немецкой элиты, понимающей значимость баланса между интересами США и отношениями с Россией.
Таким образом, милитаризация Германии уводит Берлин от сдержанной политики в отношении России. Урсула фон дер Ляйен в Вашингтоне ещё раз подчеркнула основной лейтмотив Запада – по ее мнению, Берлин больше не рассматривает Россию как партнера. Очевидно, в этом и заключается «пересмотр ценностей раз в поколение», фразой о котором министр завершила свою вашингтонскую речь.