МОСКВА, 23 июн — РИА Новости. Высказываемые французскими атомщиками опасения по поводу растущего отставания от России в заказах на строительство АЭС за рубежом обоснованны: начиная с декабря 2003 года они не смогли выиграть ни одного тендера на строительство блоков. Госкорпорация "Росатом" в отличие от конкурентов предлагает заказчикам более выгодные условия, а французские специалисты к тому же стали заложниками непонимания своими властями тенденций будущего атомной энергетики, считает эксперт по атомной энергетике, главный редактор независимого портала "Atominfo.ru" Александр Уваров.
Франция проигрывает России в борьбе за контракты на строительство новых энергоблоков АЭС за рубежом и должна принять срочные меры для повышения конкурентоспособности своей атомной отрасли — к такому выводу пришли представители французских атомных компаний на состоявшейся в начале июня атомной конференции в Париже. Их мнения были опубликованы на страницах журнала Nucleonics Week.
Французам есть о чем подумать
"Франция по объективным причинам не нуждается сейчас и не будет нуждаться в обозримом будущем в строительстве новых атомных энергоблоков на своей территории", — сказал Уваров РИА Новости.
По его словам, единственное исключение — сооружение третьего блока АЭС "Фламанвилль". "Но решение о его строительстве принималось, в основном, исходя из соображения необходимости получить референтный блок с реактором EPR, новой разработкой французских специалистов", — отметил эксперт.
По этой причине французские атомные компании могут получить заказы на строительство блоков (а это наиболее выгодные в финансовом плане и привлекательные с точки зрения имиджа заказы в атомной отрасли) только за рубежом, пояснил Уваров. "Естественно, на рынках третьих стран французы сталкиваются с острой конкуренцией, в том числе с российскими проектами", — сказал он.
"Надо сказать, что атомщикам из Франции есть над чем задуматься. Начиная с декабря 2003 года они не смогли выиграть ни один тендер на строительство блоков. Да и победа в тендере "Финляндия-5" в 2003 году пока не добавила им лавров — строительство третьего блока АЭС "Олкилуото", за которое отвечает французская группа Areva, до сих пор не завершено", — отмечает эксперт.
В ОАЭ французское предложение уступило предложению консорциума из Южной Кореи. В Чешской Республике французы были исключены из тендера на достройку АЭС "Темелин", в котором принимал участие чешско-российский консорциум MIR.1200. А в Иордании в 2013 году, несмотря на помощь японской корпорации MHI, французы уступили россиянам в финале тендера, отметил Уваров.
Преимущества Росатома
"Участники июньской конференции в Париже видят одну из сильных сторон россиян в способности предлагать дешёвые кредиты. На фоне повсеместного удорожания атомных проектов после кризиса 2008 года и аварии на Фукусиме экономика становится важным фактором при выборе победителей атомных тендеров", — сказал Уваров.
По его словам, второй важный фактор, играющий в пользу российской атомной госкорпорации, — ее способность выставлять заказчикам всеобъемлющие предложения, покрывающие едва ли не все стороны деятельности атомной отрасли.
"Россияне умеют не только строить блоки и снабжать их топливом. В экспортные предложения Росатома входят и пункты о помощи с обращением с отработавшим ядерным топливом, и оказание поддержки в подготовке национальных кадров, что принципиально важно для стран-новичков, и многое другое", — добавил эксперт.
Напротив, французская академическая система оказалась не готовой к совместной работе с атомщиками по продвижению атомных проектов за рубежом, отмечает собеседник агентства. "Сами французские специалисты считают её "фрагментированной и склонной к индивидуализму", — отметил Уваров.
Есть и другие слабости, о которых во Франции говорят неохотно, сказал он.
"Например, французский проект водо-водяного реактора EPR, являющийся на сегодняшний день основным предлагаемым на экспорт проектом, оказался чрезмерно усложнённым по сравнению с российскими ВВЭР. Так, на строящемся блоке "Олкилуото-3" в Финляндии до сих пор не закончено рассмотрение финским регулирующим органом предлагаемой французской стороной системы автоматической системы управления технологическими процессами. Излишне сложная архитектура системы не даёт возможности прийти к заключению о том, насколько она способна поддерживать безопасную эксплуатацию реактора", — заключил Уваров.
Непонимание будущего
"Несомненно, что на планах французских компаний по экспорту реакторных технологий негативно отразится "экстравагантное" намерение Парижа сократить долю атомной генерации в стране с 75% до 50% до 2025 года", — сказал Уваров.
По словам главреда "Atominfo.ru", многие эксперты, в том числе, французские, с которыми ему удалось пообщаться на данную тему, полагают, что это намерение не осуществится, что оно было сформулировано на волне постфукусимского популизма в преддверии президентских выборов. И главное, что до сих пор неясно, каким именно образом долю атомной энергетики будут сокращать.
"Тем не менее, слова сказаны. И у потенциальных зарубежных покупателей возникает законный вопрос: "Если вы настолько не уверены в своих реакторах, что значительно сокращаете их количество, то зачем же вы предлагаете их нам?", — отметил Уваров.
В данном случае французские атомщики оказались заложниками отсутствия у французских политиков полного понимания стратегического и долгосрочного характера атомной энергетики, полагает эксперт.
"Жизненный цикл АЭС превышает сотню лет — подготовка к строительству, строительство, эксплуатация, вывод из эксплуатации, демонтаж до зелёной или коричневой площадки. Если бы Николай II построил атомную станцию, то она в наши дни ещё физически существовала бы", — сказал Уваров.
Он подчеркнул, что атомная отрасль "объективно любит стабильность", в ней нельзя принимать принципиальные решения по судьбам АЭС, опираясь на желание получить дополнительные голоса на выборах, на интересы лоббистов и экономических кругов, на PR-кампании отдельных общественных организаций, сколь агрессивными они ни были бы.
"К сожалению, для французских атомщиков, французские политики руководствовались сиюминутными соображениями, говоря о сокращении атомной генерации. Теперь в борьбе за экспортные заказы французам придётся объясняться с покупателями еще и по этому вопросу", — заключил Уваров.