МОСКВА, 20 июн – РИА Новости, Милена Фаустова. Мегаполисы не только изменили традиционный исторический уклад человеческой жизни, культурное пространство и нравственную составляющую, но и предложили новый формат религиозности, моду на веру, неважно во что, считают участники научно-практической конференции "Религия в мегаполисе: трансформация исторической памяти", завершившейся в пятницу в Москве.
Сакрализация обыденности
Еще каких-то два столетия назад термины "религия" и "верующий", если и присутствовали в повседневном языке, то употреблялись очень редко, относительно неспешная дореволюционная жизнь текла по своим законам и необходимости спрашивать, к какой из конфессий принадлежит человек, не было, считает завкафедрой философии Владимирского государственного университета Евгений Аринин. Сегодня же, по его словам, оба эти термина претерпевают некий "кризис жанра".
"По сути, верующим сегодня можно назвать любого человека, увлеченного какой-либо идеей. Неважно, во что и как он верит. Просто в современных реалиях быть верующим и принадлежать любой религии стало престижно", — уверен ученый.
По мнению эксперта, такая сакрализация обыденности сложилась во многом благодаря долгим десятилетиям воинствующего атеизма в России.
Завкафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул отметила, что еще одна причина этой тенденции – особая информационная среда мегаполисов. Будучи по сути миниатюрными моделями цивилизаций, большие города сталкиваются с проблемами и вызовами общепланетарного масштаба. А потому современный житель мегаполиса оказывается в ситуации постоянного информационного взрыва.
Цифры как бегство от реальности
"По данным школы информации университета Беркли, человечество только за последние 30 лет произвело больше информации, чем в совокупности за пять тысяч лет. В будущем, по прогнозам специалистов, объемы этой информации будут удваиваться ежегодно, в первую очередь из-за интенсивного развития соцмедиа. Уже сегодня 400 миллионов активных пользователей ФБ ежемесячно размещают в своих аккаунтах более 25 миллиардов единиц контента", — сообщила Жосул.
Информационная перенасыщенность определила и новый вид религиозного сознания. Из-за непрерывного потока новостей, событий, фактов и явлений, о которых в два касания по планшету и прочим телефонным гаджетам можно узнать из мировой сети, адекватно воспринимать действительность становится все труднее. А потому, по словам выступающей, "трезвомыслие верующих подвергается ежесекундному стрессу". Стало гораздо проще прочитать интернет-проповедь или пообщаться он-лайн со священником, чем пойти в храм и исповедоваться.
Дигитализация (перевод в цифровую форму) богослужебной практики привела к тому, что, например, во многих крупных городах США значительно снизилось число прихожан, а религиозная социализация уже не основывается на семейных традициях и исторической памяти, считает еще один участник конференции — доцент волгоградского филиала Академии Труда и социальных отношений Татьяна Фолиева.
Городское православие против сельского?
Религиовед с философского факультета МГУ им. Ломоносова Павел Костылев заявил, что сегодня необходимо отличать городскую религиозность от сельской. По сути, это теперь два разных явления, которые необходимо изучать и сопоставлять.
"Тема взаимодействия религии, религиозного сознания и мегаполиса, к сожалению, пока еще мало изучена российским религиоведением. Однако сегодня понятно одно: культура современного мегаполиса, в том числе и религиозная, значительно поменялась. Этот феномен требует пристального внимания и изучения не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Ведь более трех четвертей современного мира проживают именно в мегаполисах", — добавил Костылев.
Научно-практическая конференция "Религия в мегаполисе: трансформация исторической памяти" прошла в рамках форума "Гуманитарное пространство мегаполиса 2014", организованного Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, Российской академией наук и Государственным академическим университетом гуманитарных наук.