РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, 17 июн — РИА Новости, Евгения Коткова. Хорошо в деревне летом, особенно если деревня эта не в Донбассе в смутное для Украины время, а в мирной Ростовской области. Как никто другой этот контраст понимают украинские беженцы, вынужденные покинуть свою родину и искать приют у совершенно чужих людей в России.
Определенные надежды у жителей востока Украины, которые уже два месяца живут в состоянии, фактически, гражданской войны, были связаны с приходом к власти нового президента Петра Порошенко. Однако за 12 дней, прошедшие после его инаугурации, боевые действия в Донбассе не только не утихли, но и распространились на весь регион.
В целом, число жертв боестолкновений на юго-востоке Украины исчисляется, по меньшей мере, десятками. Как сообщал неделю назад Минздрав Украины, среди погибших — более 200 гражданских, в том числе женщины и дети.
Почти рай в "Дмитриадовском"
Несмотря на большой приток беженцев, к каждому из них в Ростовской области стараются относиться со всей душой. Как рассказывают в лагере переселенцев, "мы дома так не ели, как нас здесь кормят".
В доме отдыха "Дмитриадовский", вообще, на удивление оптимистичная обстановка: на веревках сушится белье, будущий украинский электорат с визгами носится по детской площадке, а какой-то молодой мужчина играет на аккордеоне "Ничего на свете лучше нету…".
Здесь только беженцы — около 600 человек, из них примерно половина — дети. По словам директора дома отдыха, россиянам, купившим сюда путевки ранее, отказали и вернули деньги. Первые беженцы приехали в начале июня.
"Мы второго числа (июня) приехали. Около 45 человек. Нам сразу сказали составить списки, что нам нужно, — приехали-то вообще без ничего. Составили. К вечеру у нас уже все было. А потом гуманитарная помощь приехала, спонсоры", — рассказывает Лилия, жительница Славянска.
Муж Лилии в ополчении, поэтому она очень надеется вернуться. Хотя может получиться так, что возвращаться уже будет некуда: "Воды там нет, электричества нет, с газом тоже непонятно…".
Вообще, вернуться хотят многие. "У нас там дом, хозяйство", — поясняет жительница Луганска Елена. "Но если там будет совсем плохо… Неизвестно же, как к нам там отнесутся потом… Тогда попробуем остаться здесь", — добавляет ее зять Олег.
С надеждой на возвращение
"Остаться здесь" может получиться. По словам беженцев, многим уже предлагают работу, а детям, закончившим школу, — поступление в местные вузы. В ближайшие дни часть вынужденных переселенцев собираются отправить в подмосковные пансионаты. "Девочки молодые хотят поехать в Подмосковье, там же и работа, и возможностей больше", — говорит Лилия.
На территории пансионата работают сотрудники ФМС — принимают заявления на оформление временного пребывания. По их словам, статус, собственно, беженца пока никто не просил — боятся преследований со стороны властей родной страны после возвращения. "Но если обратятся, будем рассматривать эти заявления", — добавила сотрудница ФМС.
Как сообщалось, общее количество граждан Украины, въезжающих в Россию из зоны конфликта, сейчас исчисляется десятками тысяч, однако официальный статус беженцев запрашивают, действительно, немногие.
В медпункте на территории пансионата работают врачи, постоянно дежурят две машины скорой помощи. "Дети нервные были, потом адаптировались. Работают психологи", — рассказала журналистам врач из местного медпункта.
Сейчас детей нервными уже не назовешь — бегают, играют, веселятся, как могут. Их всеми силами пытаются чем-то занять, развлечь. Для старших, которые остались из-за войны без выпускного вечера, на этой неделе планируют организовать выпускной уже тут, в России.
В мыслях о доме
Новые киевские власти здесь ругают, на Виктора Януковича обижаются: "Мы ему очень верили, он же наш, из Донецкой области". "Янукович должен был сразу это все ("евромайдан") прекратить… А сейчас… Юлю (экс-премьера Юлию Тимошенко) тоже вот выпускать нельзя было, ей же американцы еще когда денег дали", — говорят в лагере. При этом ни один из беженцев не смог назвать человека, который смог бы навести порядок в стране.
Человек ко всему привыкает. Беженцы уже спокойно, без эмоций рассказывают, как под пулями выезжали в Россию, зачастую оставляя родных и близких на родине: "Муж вот мне позвонил, говорит, в ополчение записался. Ну, я ж не против, хотя лучше бы сюда приехал".
Впрочем, лучше всего ситуацию описала одна из жительниц Луганской области: "Как нам здесь? Для беженцев — очень хорошо…".
Главная их проблема теперь — как жить и что делать дальше: "Наших девчонок спрашивают, сколько им лет. Те отвечают — 27. Ну, говорят, готовьтесь начинать жизнь с нуля. Ну, вот и как?".
По последним данным, в России сейчас находятся более 13,5 тысяч беженцев из Украины. Большинство остановились у родственников, остальные расположились в пунктах временного размещения. Критической еще ситуацию не назовешь, однако, по мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, приграничные области России с притоком людей из соседней страны уже не справляются.