Центр международной журналистики и исследования
Деятельность неправительственных организаций в Республике Армения получила в последние годы значительный размах — на сегодняшний день Министерством юстиции республики зарегистрировано несколько тысяч НПО.
Активное проникновение американского влияния в республику началось с экспансии прозападных НКО. После распада СССР одним из авангардов американского влияния в Армении стала Армянская Ассамблея Америки, тесно связанная с Государственным департаментом и армянским лобби в Конгрессе.
По данным прозападного армянского аналитика И. Мурадяна, перед
«сотрудниками и друзьями Ассамблеи была поставлена задача проведения разведывательной деятельности в отношении Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики».
По данным того же И. Мурадяна, «в сферу интересов Ассамблеи входила и подробная информация об экономических интересах министра обороны Сержа Саркисяна (ныне президент Армении) в России, возможности дискредитации министра обороны и военного командования по экономическим и иным мотивам».
Лидером Ассамблеи был Раффи Ованнисян. В 80-ых прошлого века обучался и преподавал в известных вузах США, далее работал в различных адвокатских конторах Лос-Анджелеса. В 1989 году он основывает Союз армянских адвокатов и возглавляет офис Армянской Ассамблеи Америки (ААА) по восстановлению зоны землетрясения в Спитаке. В 1991 году Раффи Ованнисян неожиданно становится первым министром иностранных дел независимой Армении. На прошлых президентских выборах Р. Ованисян получил около 36%, а возглавляемая им Партия «Наследие» в период украинских событий выразила солидарность с «народом Украины».
С первых дней независимости, «западники» активно интегрировались в политическую элиту страны.
Этот процесс процесс протекал в эволюционном русле, без видимых потрясений и тем более – смены власти. Например, в начале 1990 гг. главным советником президента Армении был отнюдь неслучайно назначен апологет интересов Госдепартамента Жирайр Липаритян, главой энергетического ведомства – Сепух Ташчян, куратором экономических преобразований – первый представитель Всемирного Банка в Армении, нынешний исполнительный директор Всеармянского банка Ваграм Нерсисянц.
Западные фонды в Армении: день сегодняшний
Диппредставительства и посольства США и ряда западных стран (Великобритании, Франции, Германии, Польши, Швейцарии) финансируют целый ряд проектов, целями которых в основном декларируются охрана прав человека, развитие СМИ, организация конференций и круглых столов, студенческий и научный обмен, ознакомление с опытом работы специалистов в своих странах.
Самостоятельную категорию субъектов, выделяющих финансовую и организационно-техническую помощь армянским контрагентам, образуют профильные международные или иностранные организации, действующие в регионе иногда в тесном контакте с дипломатическими представительствами своих стран либо международных организаций. К ним относятся, в частности, USAID и фонд «Евразия-сотрудничество» (Eurasia Partnership Foundation), Швейцарское агентство развития и сотрудничества (SDC), базирующиеся в Лондоне Британский совет и Департамент международного развития (DFID), германская GTZ и другие.
Деятельность некоторых организаций имеет более локальный характер, концентрируясь в отдельных, порой достаточно узких сферах социально-политической деятельности. Среди них можно выделить такие структуры, как International IDEA, Международную организацию по миграции (IOM), World Vision Armenia, NDI, IREX, Environmental Public Advocacy Center (EPAC), Институт «Открытое общество» (OSI) и др. Большинство из них действуют в Армении с начала или середины 1990-х гг., хотя некоторые организации, как, например, World Vision Armenia, начали осуществлять первые гуманитарные программы в стране с 1988 г. (после спитакского землетрясения).
Большинство активно действующих в стране неправительственных организаций имеют довольно прочную базу поддержки – и это отнюдь не только либеральное законодательство.
Отличительной особенностью Армении является достаточно тесное взаимодействие ряда НПО с властями, выделяющими некоторым структурам соответствующие гранты.
Согласно недавнему заявлению, отправленному на радио «Свобода» пресс-секретарем президента Армении Арманом Сагателяном, распределение правительственных грантов контролируется «группой мониторинга», куда включены чиновники президентской администрации, а также представители «партнерских организаций». По официальным сведениям Министерства финансов, в 2010 – 2012 годах 31 организация (среди них – структуры, следов деятельности которых обнаружить не удалось) получила правительственных грантов на общую сумму 1,2 миллиона долларов.
Довольно активно вовлечены армянские НПО также и во внешнеполитическую деятельность. Прежде всего, речь идет об армяно-турецком «примирительном» процессе («Support Armenia – Turkey Rapprochement»), всецело поддерживаемом со стороны США, что находит подтверждение, в частности, фактом финансирования соответствующих программ со стороны USAID. С армянской стороны в этот проект вовлечены The Eurasia Partnership Foundation (Евразийский фонд сотрудничества), Yerevan Press Club (Ереванский пресс-клуб), International Center for Human Development (Международный центр по развитию человечества), Union of Manufacturers and Businessmen of Armenia (Союз промышленников и предпринимателей Армении). В 2013 году USAID открыл грантовую линию для армянских организаций, частных лиц и компаний на миллион долларов в рамках программы «Экономические перспективы нормализации армяно-турецких отношений». А согласно данным Фонда исследований экономической политики Турции, основанного предпринимателями, учеными и государственными деятелями этой страны, более 75% финансирования проекта «SATR» происходит за счет американских и европейских источников.
Коротко о «главных действующих лицах»
Большую активность в стране проявляет фонд «Партнерство Евразия», являющийся дочерней организацией Фонда «Евразия» в США.
Этот фонд занимается проектами, связанными с мобилизацией политической активности, созданию альтернативных СМИ, защите религиозных меньшинств и т.д. К 2008 г. «Евразия» уже потратила на реализацию различных проектов (более 2000 за весь постсоветский период) в Армении более 15 млн. долл. Из них большую часть – на грантовые программы. Основные средства распределялись следующим образом: 42% – на программы развития частного предпринимательства; 35% – на программы по усилению гражданского общества; 23% – на улучшение местного самоуправления.
Не уступает в активности на территории Армении и Национальный фонд поддержки демократии (NED). Одними из постоянно поддерживаемых этим фондом организациями являются Хельсинкская Ассоциация, Хельсинкский комитет Армении, Кавказский центр миротворческих инициатив, Ванадзорское бюро Хельсинкской гражданской ассамблеи, Комитет в защиту свободы высказываний, журналисты-расследователи и другие.
Хельсинкская ассоциация получила в 2013 году грант на сумму 62 250 долларов США на организацию мониторинга и проведение информационно-пропагандисткой работы в сфере прав человека. А всего, с 2010 по 2013 год американские «вливания» в эту организацию составили 205 350 долларов.
Не менее примечателен Хельсинкский комитет Армении. В 2010 году организация получила 46 474 долларов США на поддержку «деятельности организации имеющих целью консолидировать гражданское общество на почве идеалов свободы и демократии в сельских районах Армении и Нагорного Карабаха». Руководитель этой организации, Ишханян,, кстати, систематически выступает с интересными заявлениями, в частности – с критикой решения президента Саргсяна о вступлении Армении в Таможенный Союз:
«Это не был выбор Армении. Президент буквально за один день решил повернуть страну к России. Похожая ситуация позже произошла в Украине. Но там протестные настроения оказались выше, чем в Армении».
Кавказский центр миротворческих инициатив получил от NED с 2010 по 2013 год 149 822 долларов — на «поощрения сотрудничества и взаимопонимания между гражданским обществом на всем Кавказе».
Ванадзорское бюро Хельсинской гражданской ассамблеи, руководство которой известно такими высказываниями, как: «членство Армении в Таможенном союзе антиконституционно», «Путин в очередной раз продемонстрировал себя тираном, и Серж Саргсян не посмел даже пикнуть», «Тот, кто в день визита Путина не выйдет ему навстречу, чтобы сказать: «Пошел вон!», тот – уличный щенок, раб, лишенный элементарного человеческого достоинства», за четыре года получило от NED 131 650 долларов. И это – не считая поступлений от других западных организаций, таких, например, как Human Rights Watch, Amnesty International, Civil Society Institute, Transparency International.
В частности, на проект «Ванадзорcкая юридическая клиника» организация получила от Американской ассоциации юристов $9 985. На проект «Укрепление механизмов защиты прав человека в Вооруженных силах РА» – $20 280 от Посольства США в Армении. На проект «Институциональное развитие Ванадзорского офиса ХГА» – $161 520 от Института «Открытое общество»…
Комитет в защиту свободы высказываний в 2013 году получил от NED $32 150 на мониторинг государственных информационных источников. Задачей гранта ставилось «улучшение доступа к официальной информации путем мониторинга правительственных веб-сайтов. Комитет должен отследить за сайтами 52 государственных органов и региональных администраций и, подавать заявки на получение информации, и опубликовать свои выводы». В 2010 году на аналогичную деятельность организация получила $32 320.
Другим не менее важным и эффективным инструментом влияния является Институт «Открытое общество» – Фонд Сороса, зарекомендовавшая себя как эффективный инструмент по свержению неугодных официальному Вашингтону правительств. В Армении филиал Фонда учрежден в 1997 году. За период с момента основания до настоящего момента организация потратила на свои цели в Армении более 24 млн. долларов США .
И о некоторых итогах их работы…
НПО «Журналистов-расследователей» только от NED за четыре года получил 187 400 долларов, Клуб журналистов «Аспарез» — 58 650 долларов, Независимая сеть журналистов – 83 200 долларов. И нужно сказать, что в создании негативного информационного фона в отношении российско-армянского сотрудничества эти НПО отрабатывают полностью.
Любое событие, пусть даже позитивное, в российско-армянских отношениях некоторые «гражданские активисты» и «независимые» СМИ стремятся представить в максимально негативном контексте, сопровождая его по возможности ёрническими и издевательскими комментариями.
За каждым визитом того или иного российского политолога, высказывающего прежде всего собственную точку зрения, за любым «проблемно ориентированным» высказыванием, за каждой статьей на российском сайте о проблемах армянского общества по умолчанию выискиваются «происки Кремля». При этом аналогичная и даже гораздо более жесткая деятельность структур, финансируемых теми же американцами, либо остается «за кадром», либо становится объектом умиления и поклонения.
А уж когда речь идет, скажем, о повышении цены на поставляемый в Армению российский газ – то тут начинается форменная истерика, призванная в очередной раз возложить ответственность за происходящее на «коварных русских империалистов». При этом предпочитают не обращать внимания на некоторые «мелкие детали», принципиально меняющие контекст происходящего. В случае с подорожанием российского газа «деликатно» замалчивается тот факт, что увеличение цены вовсе не было неожиданностью для армянских властей. Кроме того, трансформации российского «голубого топлива» в местных газораспределительных сетях представляют собой самостоятельный и весьма увлекательный (правда, не для рядовых потребителей) сюжет. Однако все это патентованных «борцов с Кремлем» не интересует, как не интересовали не отвечающие их целям и задачам грани вопросов о деятельности в республике российских пунктов приема заявлений от соотечественников либо об открытии иноязычных школ.
Совершенно очевидно, что массированное финансирование, а также активное обучение различным политтехнологиям лишь небольшой части НПО обеспечивает им огромное конкурентное преимущество перед остальными общественными силами.
В результате деятельности западных фондов в Армении формируется «гражданское общество», оккупированное идеологическими установками западных бенефициаров. И мнение этого «гражданского общества» ничего общего с реальным общественным мнением не имеет.
Без развитого гражданского общества, адекватно воспринимающего место своей страны в мире и ее подлинные и долгосрочные интересы, невозможно представить себе ни одно современное государство. Невозможно не приветствовать конструктивную деятельность тех неправительственных организаций, которые занимаются конкретными делами, способствуя тем самым хотя бы частичному решению стоящих перед Арменией острых социально-экономических проблем. Вместе с тем, можно предположить, что по мере развития политического и военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения неизбежно будут активизироваться и иные, деструктивные политические силы, источником активности которых являются щедрые гранты Запада.