Рейтинг@Mail.ru
Биография Рихарда Штрауса - РИА Новости, 11.06.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Рихарда Штрауса

© East News / Everett CollectionНемецкий композитор и дирижер Рихард Штраус
Немецкий композитор и дирижер Рихард Штраус
Читать ria.ru в
Дзен
11 июня 2014 года исполняется 150 лет со дня рождения Рихарда Штрауса (Richard Strauss), немецкого композитора, дирижера; автора симфонических поэм "Дон Жуан", "Тиль Уленшпигель", "Дон Кихот", опер "Саломея", "Электра" (всего около 15 опер).

Выдающийся немецкий композитор и дирижер Рихард Штраус (Richard Strauss) родился 11 июня 1864 года в столице Баварии Мюнхене в семье валторниста придворного оркестра.

С 4 лет обучался игре на фортепьяно. В возрасте 6 лет сочинил первые пьесы, а также сделал попытку написать увертюру для оркестра.

В 1880 году написал свое первое симфоническое произведение — Симфонию ре минор.

В 1882-1883 годах изучал историю искусства и философию в Мюнхенском университете, после чего уехал в Берлин, где познакомился с выдающимся дирижером, руководителем Мейнингенского придворного оркестра Гансом фон Бюловом, который предложил юноше продирижировать сюитой для 13 духовых инструментов (Serenade (Andante) for 13 wind instruments).

В 1885 году Рихард Штраус стал преемником Бюлова — руководителем придворного оркестра герцога Саксен-Мейдингенского.

В 1886 году перешел на должность третьего капельмейстера в Мюнхенской придворной опере.

В 1889 году стал дирижером Веймарского придворного театра.

На рубеже XIX-XX веков побывал с гастролями в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании. В 1896 году впервые посетил Россию.

В 1894 году Рихард Штраус женился на певице (сопрано) Паулине Марии де Ане (1863-1950). В 1897 году у супругов родился единственный сын Франц.

В 1898-1918 годах работал в Королевской опере в Берлине. Был избран президентом Всеобщего германского музыкального союза, одним из первых внес в рейхстаг законопроект об охране авторских прав композиторов.

Штраус сочинял почти во всех основных музыкальных жанрах, однако главные его достижения связаны с симфоническими поэмами и операми.

В 1888 году была исполнена первая симфоническая поэма композитора "Из Италии" (Aus Italien), созданная в духе программного симфонизма Гектора Берлиоза и Ференца Листа, а также оркестрового письма Рихарда Вагнера.

В 1889 году Штраус написал симфоническую поэму "Дон-Жуан" (Don Juan), которая сделала его по-настоящему знаменитым. К этому времени композиторский стиль Штрауса пережил радикальную эволюцию, он избавился от ученических черт и влияния романтизма, что позволило композитору стать в 1890-1900-е годы одним из самых передовых представителей новых течений, в том числе — программной музыки.

Всего Штраусом было написано семь симфонических поэм. Одним из самых ярких творений в этом стиле признана поэма "Веселые проделки Тиля Уленшпигеля" (Till Eulenspiegels lustige Streiche, 1895). Через год появилась написанная под влиянием философии Фридриха Ницше поэма "Так говорил Заратустра" (Also sprach Zarathustra, 1896). "Симфонический" период творчества Штрауса завершился созданием "Домашней симфонии" (Sinfonia domestica, 1903).

С начала ХХ века композитор посвятил себя оперному жанру. Первые оперы Штрауса "Гунтрам" (Guntram, 1894) и "Погасшие огни" (Feuersnot, 1901) были написаны под сильным воздействием Вагнера.

Созданная в 1905 году по мотивам одноименной драмы Оскара Уайльда "Саломея" (Salome) хотя и была встречена неоднозначно, стала настоящей сенсацией музыкального сезона.

В 1908 году появилась написанная в духе экспрессионизма опера "Электра" (Elektra), ставшая первым опытом сотрудничества композитора с австрийским поэтом и драматургом Гуго фон Гофмансталем. С этого момента Гофмансталь стал главным либреттистом Штрауса, их дружба и совместное творчество продлились почти 30 лет.

В 1910 году Штраус создал самую популярную из своих опер — стилизованную под произведения XVIII века комедию "Кавалер розы" (Der Rosenkavalier). Большинство критиков признают эту оперу главным шедевром композитора.

В 1914 году Штраус попробовал себя в балетной музыке, создав одноактный балет "Легенда об Иосифе" (Josephs Legende).

В 1919 году возглавил Венскую оперу и руководил ею совместно с австрийским композитором Францем Шальком до 1924 года.

В 1920-е годы композитор принял участие в организации знаменитого международного Зальцбургского фестиваля, создал вокальные циклы на стихи Гете, Шекспира, Гейне, балет-дивертисмент "Сбитые сливки" (1921), комическую оперу "Интермеццо" (Intermezzo, 1924).

С ноября 1933 года по июнь 1935 года был президентом Имперской музыкальной палаты.

В этот период после внезапной смерти Гофмансталя Штраус начал сотрудничество с австрийским писателем еврейского происхождения Стефаном Цвейгом. Их первой совместной работой стала комическая опера "Молчаливая женщина" (Die schweigsame Frau, 1934).

Из-за "неарийского" происхождения накануне премьеры фамилия либреттиста была снята с афиши, после чего Штраус выступил против преследования Цвейга и написал ему письмо со словами поддержки и критикой нацистов. Письмо было вскрыто гестапо, после чего Штраусу было предложено подать в отставку.

В 1936 году композитор написал гимн для XI летних Олимпийских игр в Берлине и лично продирижировал им.

В этот же период появляются поздние оперы Штрауса "День мира" (Der Friedenstag, 1936), буколическая трагедия "Дафна" (Daphne, 1937) и веселая мифологическая опера "Любовь Данаи" (Die Liebe der Danae, 1940). Они сочинялись на либретто австрийского театроведа Йозефа Грегора.

В 1940 году Штраус написал "Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии" (Festmusik zur Feier des 2600-jhrigen Bestehens des Kaiserlichen Japan).

В 1942 году в Мюнхене была поставлена последняя опера композитора — "Каприччио" (Capriccio).

В 1943 году потрясенный разрушениями в родном Мюнхене Штраус написал скорбную пьесу для струнных "Метаморфозы".

В поздний период творчества он отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств, писал преимущественно романсы и оркестровые сюиты.

С 1945 года вместе с семьей жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны был привлечен к суду по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Получил оправдательный приговор.

Последним произведением композитора стали "Четыре последние песни для сопрано и оркестра" (Vier letzte Lieder, 1948).

Значительно литературное наследие Штрауса: он пересмотрел и дополнил "Трактат об инструментовке" Берлиоза, написал автобиографическую книгу "Размышления и воспоминания", вел обширную переписку с Роменом Ролланом, Гансом фон Бюловым, Гуго фон Гофмансталем, Стефаном Цвейгом.

Был почетным доктором Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902), членом Академии искусств в Берлине (1909).

В мае 1949 года Рихард Штраус вернулся в Баварию, на свою виллу в Гармиш-Партенкирхене.

8 сентября 1949 года композитор умер в своем поместье в Гармиш-Партенкирхене.

Творчество Штрауса оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство ХХ века, способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра.

В память о композиторе в Гармиш-Партенкирхене ежегодно проходит Фестиваль классической музыки Рихарда Штрауса (Richard-Strauss-Festival).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала