Рейтинг@Mail.ru
Выставка в Вене: медиа и пропаганда Первой мировой войны - РИА Новости, 09.06.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выставка в Вене: медиа и пропаганда Первой мировой войны

© РИА Новости / Андрей ЗолотовВыставка "Медиа и пропаганда Первой мировой войны" в Вене
Выставка Медиа и пропаганда Первой мировой войны в Вене
Читать ria.ru в
Дзен
Выставка - одна из многих, открывающихся в разных залах Австрии по мере приближения 100-летия начала войны.

ВЕНА, 6 июня — РИА Новости, Андрей Золотов. Во дворе одной из старинных аристократических резиденций в центре Вены — Palais Porcia — где ныне располагается библиотека федерального правительства Австрии, на минувшей неделе появился дощатый сарай.

Это имитация "полевого кинотеатра" времен Первой мировой войны. Можно зайти, сесть на грубо сколоченную лавку и смотреть на экране черно-белые фильмы: вот император Карл, восшедший на престол Австро-Венгерской монархии в 1916 году, за два года до ее краха, посещает боевые позиции и приветствует солдат, вот бравые новобранцы проходят медкомиссию, играют бицепсами и радуются вердикту "Годен!", полученному от усатого доктора со стетоскопом, а вот военные портные с удовольствием и для себя, и наверняка для смотревших это кино солдат, обмеряют пышные прелести веселых барышень в дезабилье, чтобы пошить и для них военную форму. Все счастливы в патриотическом порыве.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовСимволическое кладбище с фото и краткими сведениями погибших во дворе выставки "Медиа и пропаганда Первой мировой войны" в Вене
Символическое кладбище с фото и краткими сведениями погибших во дворе выставки Медиа и пропаганда Первой мировой войны в Вене

Рядом стоят кресты символического кладбища с фотографиями погибших солдат и офицеров императорской армии и краткими сведениями о них. "Захер, Вильгельм Адальберт — рядовой 25-го пехотного полка, тяжело ранен 12 сентября 1914 года при пешем отступлении от Люблина и умер от тяжелых ран в возрасте 18 лет в Кирсанове в России", читаем на одном из крестов.

И "полевой кинотеатр", и кресты, и вырытый здесь же окоп с колючей проволокой, стенды и проекционные залы с демонстрируемыми на экранах фотографиями с подписями "Вход императорской армии в Каменец-Подольский" или "Русские военнопленные", — все это части открывшейся 2 июня выставки Extraausgabee! — то есть "Спецвыыпуск!", как кричали разносчики газет почти 100 лет назад, когда с убийства наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда началась Первая мировая война. Подзаголовком выставки ее организаторы поставили: "Медиа и война 1914-1918". Выставка создана, чтобы показать впервые созданную именно в те годы систему государственной пропаганды военного времени, использовавшую новейшую для того времени технику и лучшие таланты империи.

Осмысленные катастрофы

Выставка в Palais Porcia — одна из многих, открывающихся сегодня в разных залах Австрии по мере приближения 100-летия начала войны. Вместе с публичными лекциями, предстоящим 18 июня государственным мемориальным актом, который президент республики Хайнц Фишер устраивает в Национальной библиотеке, открытием новой экспозиции Первой мировой войны в венском Военно-историческом музее и концертом Венского филармонического оркестра в Сараево 28 июня с участием государственного руководства Австрии все они являются частью национального воспоминания и осмысления войны, в развязывании которой Австро-Венгерская Империя сыграла одну из ключевых ролей, и которая привела ее к катастрофе.

Организаторы этой выставки — Федеральная пресс-служба и Австрийский государственный архив — являются наследниками двух имперских ведомств — "Военной пресс-квартиры" (Das Kriegspressequartier, слово "квартира" употреблено здесь в значении расположения войск) и Военного архива, созданных сразу после начала войны и координировавших действия военной цензуры, полевых корреспондентов и фотокорреспондентов, кинопроизводителей и мобильных кинотеатров для войск, агитпоездов, авторов брошюр и монографий, художников и даже композиторов, объединенных в специальный "музыкально-исторический централ" при военном министерстве.

Модернисты — на фронт

К концу войны штат "Военной пресс-квартиры" насчитывал 890 человек, а в ее работе в разное время участвовали такие видные представители искусства Австро-Венгрии, как коммунистический журналист Эгон Эрвин Киш, поэт и драматург австрийского декадентства Гуго фон Гофмансталь, венгерский драматург Ференц Молнар, романист Роберт Музиль, художник-экспрессионист Оскар Кокошка, архитектор Оскар Ласке, киносценарист Лайош Биро. Мы видим на выставке фотографии Стефана Цвейга и Райнера Мария Рильке в военной форме — они входили в "литературную группу" при Военном архиве.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовФотографии русских военнопленных на выставке "Медиа и пропаганда Первой мировой войны" в Вене
Фотографии русских военнопленных на выставке Медиа и пропаганда Первой мировой войны в Вене

Рядом создатель додекафонии композитор Арнольд Шёнберг — тоже в военной форме. "Теперь мне открылись глаза на многие мои прежние чувства против иностранцев. Теперь я знаю, кто такие французы, англичане, русские, бельгийцы, американцы и сербы — они все черногорцы! Это давно говорила мне музыка", — приводятся на стенде слова из его письма августа 1914 года к Альме Малер — вдове Густава Малера, возлюбленной Оскара Кокошки, другу и музе многих деятелей европейского искусства XX века. "Я должен идти на войну!", — писал композитор Антон Веберн своему товарищу по тому кругу музыкантов, который впоследствии назвали "новой венской школой", Альбану Бергу. А кураторы отмечают в пояснениях к выставке, что военно-патриотическое воодушевление носителей идей и эстетики модернизма стало одной из особенностей массовой истерии начала войны, а организованная система военной пропаганды охотно пользовалась их услугами.

"В Первую мировую войну была таким образом создана основа медийной сетевой структуры, с которой мы сталкиваемся сегодня в гораздо более диверсифицированном виде", — говорится в предисловии министра культуры Австрии Йозефа Остермайера к выставочной брошюре.

"Бумажное вооружение"

Ключевую роль в системе информации и пропаганды того времени играли, конечно, газеты и цензура. Если в советской России 1920-х годов Владимир Маяковский говорил "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо", то в Австрии времен Первой мировой войны говорили о "бумажном вооружении", которое, наряду с "железным вооружением", должно было служить мобилизации "За Бога, Императора и Отечество!".

"Цензуре подлежат новости, публикация которых противоречит интересам ведения войны или публичная циркуляция которых может неблагоприятно повлиять на успешное окончание войны", — говорилось в брошюре, разосланной по всем изданиям. К редакциям были приставлены не только цензоры, но и офицеры, специально назначенные для комментирования военных новостей.

В одном из первых залов выставки можно увидеть полосы газет того времени. Вели они себя по-разному. Лидером в пропагандистских усилиях считалась газета Reichspost. Ее редактор Фридрих Фундер должен был после окончания войны предстать перед военным трибуналом и был выслан из Австрии. А социал-демократическая Arbeiter-Zeitung вела игру с властями, предлагая цензуре заведомо непроходные статьи, и выходила с белыми пятнами, что воспринималось как фронда. При этом интерес людей к новостям с фронта был, как всегда в период военных действий, огромен. На выставке показаны фотографии и рисунки, изображающие представителей разных сословий, жадно расхватывающих и читающих газеты военного времени.

Здесь же фото элегантных по нынешним временам военных корреспондентов — во френче, шляпе и сапогах, с повязкой "Пресса" на рукаве, с блокнотом и тростью в руках и фляжкой на боку. Видимо, как рудимент прежних джентльменских правил ведения войны на театр военных действий допускались и иностранные корреспонденты, в том числе из стран противника, но под контролем. Есть фото американского журналиста, снятого на крыльце дома в окружении нескольких сопровождающих лиц.

© РИА Новости / Андрей ЗолотовНекоторые газеты выходили с белыми цензурными пятнами. Выставка "Медиа и пропаганда Первой мировой войны" в Вене
Некоторые газеты выходили с белыми цензурными пятнами. Выставка Медиа и пропаганда Первой мировой войны в Вене

Документы эпохи

Но "Военная пресс-квартира" уделяла огромное внимание и новейшей технике СМИ — фото, кино и звукозаписи. И именно фотография, несмотря на пропагандистские задачи, смогла передать и истинное лицо войны. Ставилась задача показать варварские бесчинства противника, большое число хорошо содержащихся русских или итальянских пленных, а с фотографий на тебя смотрят простые лица страдальцев-солдат, видятся смерть и разрушение. В одном из залов на стену проецируются снимавшиеся в учебных целях душераздирающие кадры операций на раненых.

Одной из составных частей военной пропаганды была и героизация смерти за родину. В начале войны, когда ожидалось, что она будет скорой и победоносной, в военном министерстве возник план публикации книг с фотографиями и краткими биографиями каждого погибшего солдата австро-венгерской армии. "На поле славы. Нашим от врага убиенным героям посвящается. Сладка и прекрасна за родину смерть!" было написано на титульных листах этих книг. Но лишь несколько томов вышло в 1915 году. Потом война продолжалась, смерти становились массовыми и проект закрыли. Однако после войны каждая земля Австрийской Республики собрала свои "Книги мертвых", которые хранились сначала в построенном при австрофашистах в 1936 году мемориале павшим "Крипта", а затем были переданы в Государственный архив. Страницы из этих книг проецируются сегодня на стену одного из залов выставки.

А рядом с ним — как напоминание о дальнейший жизни той системы военной информации и пропаганды, основы которой были заложены в Первую мировую — плазменный экран с кадрами войн и разрушений наших дней.

Однако при всей ее фундаментальности есть на этой выставке и заметные фигуры умолчания. Первая мировая война привела к расцвету пропагандистского плаката и карикатуры, представляющей противника в уничижающем и расчеловечивающем виде. Именно тогда окончательно утвердился живучий образ агрессивного русского медведя, поглощающего Европу. Известна австрийская карикатура, основанная на сходстве в немецком языке слов "русский" и "селедка", где австрийский солдат упаковывает в бочки мертвых "русских". Ничего из этого на выставке нет. При аллюзии к современности ничего не говорится и о том, как созданная в Первую мировую система военной пропаганды была развита и усовершенствована в нацистской Германии, в состав которой с 1938 года входила Австрия.

Выставка "Спецвыыпуск!" в Palais Porcia в Вене продлится до 31 октября.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала