МОСКВА, 3 июн — РИА Новости. Создание нового российско-китайского рейтингового агентства — логичный шаг, однако время для создания нового игрока выбрано не очень удачно, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Во вторник министр финансов РФ Антон Силуанов объявил, что Россия и Китай договорились о создании совместного рейтингового агентства. Сначала оно будет оценивать российско-китайские проекты, а впоследствии, по мере набора авторитета и веса, сможет предоставлять услуги и другим странам.
Объективность "большой тройки" международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch и S&P — ред.) неоднократно ставилась под сомнение как бизнес-сообществом, так и российскими чиновниками.
Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в марте заявил, что понижение прогнозов по суверенным рейтингам России агентствами Fitch и S&P нельзя воспринимать всерьез, поскольку эти решения приняты директивно. Понижение прогнозов последовало за высказываниями президента США Барака Обамы о расширении санкций против РФ.
Ранее группа ВТБ после понижения агентством Fitch рейтинга банка ВТБ разорвала отношения с агентством, обвинив его в непрофессионализме.
На этом фоне российские чиновники и бизнесмены неоднократно выступали за создание в России собственного рейтингового агентства.
Развитие конкуренции
Аналитики и эксперты согласны, что конкуренцию среди рейтинговых агентств необходимо увеличивать. Они также отмечают, что привлечение к созданию нового института таких крупных развивающихся стран, как Россия и Китай, существенно добавит ему веса и доверия.
"Многие высказываются за то, чтобы в этой сфере появились новые игроки. Для рейтингового агентства очень важно доверие, и появление еще одной крупной страны увеличит доверие к этому агентству", — говорит директор аналитического департамента "Номос-Банка" Кирилл Тремасов.
"Создание агентства позволит повысить конкуренцию в этой сфере и позволит дать определенный импульс развитию этого направления в странах с развивающимися рынками. Тот факт, что агентство создается Китаем и РФ, повышает его вес и конкуренцию на этом рынке", — считает главный экономист инвестбанка Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
Вопрос доверия
Среди минусов этой идеи некоторые аналитики называют неудачный момент для создания нового игрока. Появления нового агентства недостаточно, чтобы увеличить конкуренцию и улучшить ситуацию в сфере рейтингования, считает, в частности, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
"Зачем оно (агентство — ред.) создается — в принципе понятно: нас не устраивает, как нас рейтингуют три существующих агентства, и мы создаем свое", — говорит он. Таким образом, по мнению Николаева, новый игрок сейчас не сможет конкурировать с "большой тройкой", поскольку "предыстория его создания всем известна".
"Эти три агентства работают нормально, хотя и у них есть проколы. Доверия к новому агентству не будет. Мотив создания понятен, но государству сложно будет в такой ситуации. Новое агентство надо было создавать в другой период, когда все всем нравилось и отношение к оценке было бы другое", — считает эксперт.