Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, эксперт МИА "Россия сегодня".
Легитимность
Проблема внешней легитимации Порошенко решена задолго до проведения выборов. США и ЕС еще в конце февраля признали будущие (на тот момент) выборы прозрачными, демократичным, честными. В конце марта, после публикации первых внезапно выросших в три-четыре раза рейтингов Порошенко, Вашингтон и Брюссель де-факто признали его и победителем будущих выборов. Неслучайно уже два месяца эксперты на Украине, в России и на Западе рассматривают варианты поведения не какого-то гипотетического победителя президентских выборов, но именно Порошенко.
Существует, конечно, проблема признания легитимности выборов со стороны России. Однако проблема эта не так остра, как может показаться. Президент Путин уже заявил, что Россия будет работать с новым украинским руководством (с Порошенко) в том же режиме, в котором работала с временным правительством Яценюка-Турчинова. Напомним, что Россия не признавала законность прихода к власти правительства Майдана, но не отказывалась от рабочих контактов с ним, признавая осуществление этим правительством фактического контроля над большей частью территории страны и сохранившимися политическими и административными структурами.
На первом этапе такая форма работы вполне устроит Порошенко, поскольку он сможет утверждать, что Россией признаны результаты выборов, и на основании этого добиваться формального признания себя единственным легитимным президентом страны. Дальнейшее зависит от того, как будет складываться внутриполитическая ситуация на Украине и от позиций крупных геополитических игроков, втянутых в украинский кризис (Россия, США, ЕС) в значительно большей степени, чем от конкретных шагов самого Порошенко.
Пока Россия исходит из концепции равной легитимности / нелегитимности властей как Киева, так и Юго-Востока. Позиция Москвы опирается на положение Конституции Украины, согласно которому полномочия президента Януковича могли быть прекращены в случаях добровольной отставки, болезни, смерти, а также в порядке импичмента. Поскольку требования Конституции соблюдены не были, Янукович остается легитимным президентом Украины до истечения срока его полномочий (до марта 2015 года). Конечно, эта позиция может быть пересмотрена, но пока ни развитие ситуации на Украине, ни взаимоотношения с Западом не дают оснований для столь широкомасштабных уступок. Впрочем, Путин зачастую совершает самые неожиданные маневры, но пока позиция Кремля и Смоленской площади изменений не претерпела и остается жесткой.
Проблемы с внутренней легитимностью у Порошенко значительно более серьезные. Во-первых, уже упомянутое наличие формально легитимного президента Януковича. По сути, с момента инаугурации Порошенко, Украина будет иметь двух президентов. Во-вторых, выборы были назначены людьми, совершившими вооруженный переворот и ограничившими основные гражданские права и свободы своих политических оппонентов. Осуществлялась цензура СМИ, против политиков и общественных активистов, представлявших оппонирующий лагерь, применялись репрессии (запугивание, заключение под стражу, уничтожение имущества, угроза убийства, угрозы членам семьи, избиения, наконец, и убийства также, причем 2 мая в Одессе – массовые, совершенные публично, с особым цинизмом и зверской жестокостью).
В-третьих, выборы проходили в условиях гражданской войны, причем армия использовалась против населения как минимум двух регионов, оказавшихся неподконтрольными центральному правительству. Использование армии внутри страны по украинской Конституции возможно только в условиях введения чрезвычайного или военного положения, а в таком случае Конституция запрещает проводить любые выборы. Выборы проходили не просто с нарушением Конституции, но вопреки Основному закону, на основании которого якобы проводились.
Таким образом, внутренняя легитимность выборов крайне сомнительна и любой его потенциальный оппонент (не только из числа повстанцев на Юго-Востоке, но из числа собственных соратников) может в любой момент отказать Порошенко в признании законности его избрания. С учетом обостряющейся политической и экономической обстановки, наличия острых противоречий в лагере временных киевских властей (в том числе по линии Порошенко-Тимошенко), неустойчивости народной поддержки избранного президента, отказ от признания его легитимности со стороны собственных соратников, через некоторое, непродолжительное, время вполне может сменить статус с гипотетического на реальный.
Вызовы
Для того чтобы решить проблемы своей сомнительной внешней и внутренней легитимности, Порошенко предстоит ответить на ряд стоящих перед Украиной вызовов — как внешних, так и внутренних.
Во-первых, ему необходимо установить контроль над всей территорией страны и прекратить военный конфликт. Многие избиратели, отдавшие голоса Порошенко, поддержали его как потенциального миротворца, способного остановить разворачивающуюся гражданскую войну.
Во-вторых, наряду с политической стабилизацией Порошенко необходимо обеспечить стабилизацию экономическую. Уровень жизни населения падает, экономика деградировала до того состояния, когда проблематичной является реанимация целых отраслей промышленности. Уже этой зимой стране реально угрожает голод и разрушение коммунальной инфраструктуры в больших городах. Экономическая стабилизация, обеспечение терпимого жизненного уровня и минимальной уверенности в завтрашнем дне – не менее важное требование электората, чем прекращение войны.
В-третьих, Порошенко необходимо обеспечить действенные механизмы реализации своих полномочий. На сегодня Украина разделена не только на восставший Юго-Восток и пытающийся подавить восстание Запад. Фактически власть в стране осуществляется только людьми, контролирующими незаконные вооруженные формирования, и только на той территории, на которой эти формирования действуют. Например, олигарх Игорь Коломойский при помощи нескольких созданных им частных батальонов контролирует не только Днепропетровскую область (в которую назначен губернатором), но и Запорожскую, Одесскую. Его вооруженные формирования неоднократно пытались установить контроль над населенными пунктами (включая крупные города) в Донецкой и Луганской областях, а сам Коломойский заявлял о намерении присоединить эти области к Днепропетровской.
Понятно, что в такой ситуации, не обеспечив возвращения в руки государства контроля над силовыми структурами и восстановления самих силовых структур (армии и полиции, сейчас фактически отсутствующих, представленных жалкими, разрозненными, деморализованными остатками), Порошенко не сможет реализовывать президентские полномочия за пределами собственного кабинета.
Однако надо понимать, что во многом успех в поиске ответов на внутриполитические вызовы будет зависеть от внешнеполитического позиционирования Порошенко. И здесь его ждут не менее сложные вопросы, на которые практически не существует однозначных, адекватных ответов.
Для достижения устойчивого замирения с Юго-Востоком, Порошенко необходимо не только пойти на прямые переговоры с его представителями, чем де-факто признать Луганскую и Донецкую республики, не только согласиться на вывод войск из этих регионов, не только начать переговоры о федерализации Украины, будучи готовым к тому, что повстанцы, если и согласятся на сохранение формального единства, то в форме рыхлой конфедерации, но и удовлетворить российские интересы. То есть необходимо обеспечить нейтральный статус Украины, признать переход Крыма в состав России и обеспечить прокачку транзитных объемов российского газа в Европу, параллельно с выплатой долга (3,5 млрд дол.) за уже потребленный газ.
Действия и возможности
Судя по первым заявлениям Порошенко, он неплохо понимает объем, остроту стоящих перед ним задач. Порошенко заявил о возможности приостановки боевых действий на Юго-Востоке, что дает ему возможность хотя бы начать диалог с повстанцами. О досрочных парламентских выборах, которые должны дать ему более управляемый парламент, с собственным большинством, полностью подконтрольное правительство, а в сумме резко усилит его собственную легитимность и даст возможность более резко и жестко разговаривать как с отрядами "вольных" боевиков, так и с региональными феодально-олигархическими баронами. Наконец, Порошенко пообещал договориться с Россией.
Не стоит удивляться, что повстанцы ответили "готовностью" вести переговоры, но только о выводе войск Киева с их территории и о признании их независимости. Уверен, что Россия также не станет вести с Порошенко переговоры о "возврате" Крыма. По сути, заявленная Петром Алексеевичем предварительная повестка дня переговоров делает невозможным достижение каких-то конструктивных результатов.
Но может ли Порошенко пойти на занятие более конструктивной позиции? Очевидно, нет. Ведь единственной реальной вооруженной силой, обеспечившей переворот 21-23 февраля и последующие выборы Порошенко, являются неонацистские боевики. А они не будут в восторге от уступок Юго-Востоку и тем более России. Они собираются воевать и дальше и готовы снести любую власть, которую заподозрят в мягкотелости и "предательстве". Точно так же олигархи и полевые командиры, выкраивающие себе по примеру Коломойского удельные княжества, не будут в восторге от укрепления центральной власти. Им удобно реализовывать свои интересы в условиях безвластия, когда закон представляют их боевики.
Наконец, США не для того вкладывали миллиарды долларов в государственный переворот и в разжигание гражданской войны на Украине, чтобы потом Порошенко договорился с Россией и отпустил Юго-Восток. С учетом того, что за спиной у Порошенко сидит стая товарищей во главе с Тимошенко, готовых в любой момент броситься на него и растерзать в борьбе за власть и собственность, у американцев широкий выбор инструментов воздействия — от мягкого убеждения до новой революции.
Так что у Петра Алексеевича крайне мало шансов проработать президентом хотя бы год, хотя бы до конца текущего года. Скорее, он окажется очередной переходной фигурой, принесенной в жертву геополитическим интересам внешних игроков и алчности своих внутренних псевдосоюзников.
Зато сбылась его мечта – он стал президентом.