ВОРОНЕЖ, 26 мая — РИА Новости, Екатерина Згировская. Международный конкурс по воздушной выучке летных экипажей авиации "Авиадартс-2014" и его Всероссийский этап с участием самолетов и вертолетов Военно-воздушных сил РФ официально открылся 21 мая на базе Военно-воздушной академии в Воронеже. Этап продлится до 26 мая. Соревнования прошли под руководством главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-лейтенанта Виктора Бондарева.
Корреспондент РИА Новости провел несколько дней в компании лучших летчиков страны, главнокомандующего ВВС РФ и министра обороны и проследил за тем, как выбирали главных авиационных асов России, которым предстоит защищать честь страны на международном этапе соревнований в июле.
Многодневная гонка авиаторов
Впервые такой конкурс проводился летом 2013 года в Липецке с участием лучших летчиков Вооруженных сил РФ. В этом году асы соревнуются на базе Липецкого авиацентра, где базировалась истребительная авиация, аэродрома "Балтимор" в Воронеже, где из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы может базироваться только армейская авиация, потому что вертолеты не требуют разгона перед взлетом, и полигона "Погоново" в Воронежской области, где происходило основное действо. Военно-транспортная авиация базировалась на аэродроме в Рязанской области, куда журналисты, к сожалению, не попали, но это не помешало им проследить за точностью отработки авиагигантами своих миссий на конкурсе.
Накануне открытия Всероссийского этапа соревнований, МИД Украины переполошился от сообщений ряда СМИ о подготовке "масштабных учений" ВВС РФ "Авиадартс" в недалеких от их границы районах в период перед выборами президента страны и призвал Россию отменить "Авиадартс", считая, что это способствует эскалации обстановки.
Главком ВВС РФ поспешил ответить соседям, что "они лезут не в свое дело", прося о подобном, и популярно пояснил, что же такое конкурс "Авиадартс" и для чего он нужен.
Воздушная выучка, которую призваны продемонстрировать на соревнованиях, — это комплекс навыков летчиков ВВС по ведению боевых действий в различной обстановке и уровень его профессиональной подготовке. Это своего рода показательные выступления летчиков с боевой стрельбой по мишеням.
К слову, о времени проведения одного из этапов "Авиадартса-2014" стало известно задолго до озвучивания планов о проведении досрочных выборов президента Украины. А цель этого конкурса не испугать соседей, а развить системы боевой подготовки летчиков, состязательность и популяризация военной службы, чем активно занимается министр обороны Сергей Шойгу.
Летчики соревнуются в точности стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами, а также в стрельбе из авиационных пушек по наземным целям, мастерски преодолевают систему ПВО, представленную новейшими ЗРПК "Панцирь-С1".
"Авиадартс" — не просто соревнования, это марафон — уже за несколько месяцев до Всероссийского этапа международного конкурса летчики всех военных округов, видов и родов авиации начали подготовку и отборы участников, которые представят их на общероссийском отборе. В финальный этап соревнований ВВС РФ вышел 71 экипаж истребительной, штурмовой, бомбардировочной, дальней, военно-транспортной и армейской авиации.
Как сообщал официальный представитель ВВС РФ полковник Игорь Климов, российская военная авиация будет представлена самолетами штурмовиками Су-25СМ, Су-25, истребителями МиГ-29СМТ, МиГ-29, Су-27СМ, Су-27, Су-24, Су-34, транспортниками Ил-76МД, ракетоносцами Ту-22М3 и вертолетами Ка-52, Ми-24,Ми-28Н, Ми-8МТ, Ми-8МТВ5.
Но прежде чем сесть за штурвалы крылатых и винтокрылых машин мастера авиационного дела должны были сдать нормативы по теоретической и физподготовке.
Активная фаза Всероссийского отбора началась 24 мая на полигоне "Погоново" в Воронежской области — гостям, судьям и главному арбитру — министру обороны РФ Сергею Шойгу в этот день предстояло оценить технику пилотирования, мастерство воздушной навигации, элементов воздушной разведки и спецпрограмму "Авиамикс" в исполнении наиболее подготовленных экипажей всех родов авиации.
"Коктейль" для министра
Идея "Авиадартса" принадлежит министру обороны Сергею Шойгу. Именно он был инициатором и вдохновителем первого конкурса военно-воздушного мастерства, который прошел в июне 2013 года. Имевшие успех соревнования прошли еще до более раскрученного в СМИ "танкового биатлона", также придуманного министром. Решено было сделать "Авиадартс" ежегодным.
В день открытия "Авиадартса-2014" 21 мая главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев рассказал журналистам, что идейный вдохновитель конкурса может приехать на активную фазу соревнований и для него подготовлена специальная программа, представляющая всю линейку боевых самолетов и вертолетов ВВС РФ.
Программа, демонстрирующая всю красоту и боевую мощь отечественной военной авиации, получила название "Авиамикс". Как пояснили корреспонденту РИА Новости представители ВВС, участники "выполняют полеты по линии заданного пути с оценкой точности полета, выход на цель в заданное время, фигуры пилотажа одиночного и в составе пары и прохождения "Авиационного слалома".
Сергей Шойгу прибыл на полигон в вертолете, в сопровождении практически всех своих заместителей, главкома ВВС, а также командующих родов войск, непосредственно связанных и взаимодействующих с авиацией — это Воздушно-десантные войска и войска Воздушно-космической обороны.
Пока порядка 500 гостей мероприятия, не пугаясь жары более чем в 30 градусов, наслаждались авиамастерством и шашлыками на полигоне, к трибунам подлетал "кортеж" из трех вертолетов. Примерно в 14:00 винтокрылый транспорт министра приземлился в облаке пыли на площадку прямо перед трибунами. Комментатор объявил прибытие высокопоставленного гостя, а зрители приветствовали его аплодисментами.
Почти полуторачасовой авиационный "коктейль", подаренный Шойгу, начался с пролета трех штурмовиков Су-25 с цветными дымами — летчики прошли авиационный слалом. За ними на дистанцию вышел истребитель поколения 4++ Су-35С, скрутивший "Петлю Нестерова", вираж "в предельном подтягивании" на полном форсаже, перевернутый полет, боевой разворот "Ухо", две горизонтальные "Бочки" и косую петлю.
"Это тот, у которого еще маленькие крылья?" — интересуется один из гостей. "Нет — это л4++" — почти пятое поколение", — отвечает его спутник.
Су-35 на минимальной скорости в 250 км/ч стреляет неуправляемыми авиационными ракетами С-13 калибра 122 мм — прямое попадание. Зрители, увидев дым от пораженной мишени на горизонте, ликуют.
На очереди четверка истребителей Су-27 пилотажной группы "Соколы России" Липецкого авиацентра. "Соколы" не так раскручены, как их коллеги из групп высшего пилотажа "Русские витязи" и "Стрижи", но часто участвуют в российских и международных показательных выступлениях и срывают овации. "Сушки" исполняют групповую "бочку", "горки".
"Летают красиво", — комментируют зрители, а "Соколы" начинают розыгрыш дуэльной ситуации на встречном курсе. Такие маневры не только помогают отработать элементы пилотажа, но и тренируют летчиков с психологической точки зрения.
Под палящим солнцем зрители начинают доставать зонтики, чтобы создать какую-то тень, особенно трогательно выглядит юноша, бережно прикрывающий свою спутницу черным зонтом.
К групповому бомбометанию приступают тактические истребители-бомбардировщики Су-34, используя 16 осколочных авиабомб — цели поражены.
Впервые в конкурсе участвует сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М3 Дальней авиации ВВС РФ, 14 авиабомбами он осуществляет прямое попадание по параллельным целям.
В небе над "Погоново" появляются фронтовые бомбардировщики Су-24М, за ними воздушный бой разыгрывает пара легких многоцелевых МиГ-29.
Любители авиации чем-то напоминают зрителей футбольного матча — им всегда лучше известно, как самолетам выполнять элементы. Пара знатоков увлеченно обсуждает азимуты и показывают друг другу, как и почему истребителям лучше лететь.
МиГи летят очень близко параллельно друг другу — один в обычном положении, другой — вниз головой, в один момент машины разворачиваются, едва не задевая друг друга, но все хорошо — смотрится эффектно, зрители с восторгом взвизгивают, хлопают, кричат "Молодцы!".
Медленно и плавно над полигоном движется тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. Сразу чувствуется разница с истребителями, кажется, будто транспортник продирается сквозь небесную гладь. В заданный момент основной самолет российских ВДВ начинает выполнять десантирование груза — из грузового отсека появляются парашюты, а за ними и платформа, имитирующая боевую машину.
За ним уже летит первый в мире серийный сверхманевренный истребитель Су-30СМ, исполняя "петлю Нестерова" с поворотом на 90 градусов и восходящую "катушку".
На очереди армейская авиация. Единственная в России пилотажная группа на вертолетах — "Беркуты" представлена на "Авиамиксе" четверкой "Ночных охотников" Ми-28Н. Группа из города Торжок Тверской области демонстрирует эффектный роспуск.
"Ээээ, винты — винты", — волнуется публика.
А перед зрителями уже появляется гигант Ми-26, его участие особенно должно порадовать министра обороны, много лет руководившего МЧС, — этот вертолет выполняет забор и сброс воды и применяется для тушения пожаров с воздуха.
Над полигоном пролетают воздушные "рептилии" — вертолеты Ми-24 "Крокодил", а затем Ка-52 по кличке "Аллигатор" — они выполняют залпы противотанковых управляемых ракет. "Вот это мощь", — слышится из толпы, когда "Аллигатор" выполняет "горку" хвостом вперед.
Самый долгожданный участник спецпрограммы в рамках "Авиадартса" — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. Этих истребителей пятого поколения пока всего шесть, один уже проходит госиспытания на полигоне ГЛИЦ ВВС в Ахтубинске Астраханской области, скоро к нему присоединится второй. Главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев уверяет, что на вооружение запущенный в серию Т-50 поступит в 2016 году. Некоторые зрители не знают, что Т-50 — это перспективный боевой самолет, и по аналогии с Т-34 и Т-90 воспринимают это название как танк.
Замыкают линейку самолетов — легкие учебно-боевые Л-39, закупленные некогда в Чехии, выполняют "авиационный слалом", которым начиналось представление в исполнении Су-25. И напоследок под бурные аплодисменты снова "машет зрителям крылом" Т-50.
Гордость за летчиков
Пожалуй, больше всех за результаты переживает главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев — это его летчики, ему за них отвечать. Генерал остался доволен, в особенности положительным впечатлением от представленной программы министра обороны.
"Самое приятное, что товарищ министр оценил качество техники пилотирования и боевого применения. Если министр сказал "спасибо", значит впечатление хорошее", — сказал он журналистам.
"Я горжусь своими летчиками", — добавил главком: "Больше всего удивила армейская авиация — хорошо стреляли".
Сам Шойгу из-за насыщенного графика уделить внимание прессе не смог, но улетал с полигона с улыбкой на лице, несмотря на то что несколько часов на жаре следил за воздушными асами, а потом с гордостью вручал лейтенантские погоны 17 ефрейторам первого набора научной роты ВВС, пожелавших продолжить службу в Вооруженных силах РФ.
Судейство конкурса производится специальной бригадой, а чистота выполнения контролируется беспилотниками.
"Оценка теоретической подготовки производится по результатам индивидуального тестирования на технических средствах обучения, воздушная навигация — по точности и времени выхода на контрольный ориентир или поворотный пункт маршрута, а визуальная воздушная разведка — по количеству обнаруженных наземных объектов в районе поиска и точности определения координат объектов", — пояснил корреспонденту РИА Новости представитель судейской бригады.
Важным элементом, который оценивали уже в заключительный день Всероссийского этапа соревнований, было преодоление систем ПВО.
"Экипажам выставляются баллы в зависимости от дальности их нахождения от средства ПВО в момент выполнения электронного пуска", — объяснили судьи.
Результат выполнения группового воздушного боя оценивают по системе баллов — по принципу "Бой выигран", "Бой проигран".
Как отметил генерал Бондарев, "все результаты запечатлены на камеры, их будут анализировать, на данный момент ниже оценки "хорошо" не было".
Нет претензий у главкома и к технике. "Оценка промышленности очень высокая, пока не было ни одного отказа. В такую температуру,с таким напряжением работы все работало штатно, без замечаний", — сказал он.
Ожидание итогов и международного этапа
После этапа боевого применения, судьи поедут "на мишени", посмотрят, кто стрелял точнее, подсчитают баллы, к этому добавят "теорию" и результаты сдачи нормативов по физподготовке. Победители этапа продолжат гонку в июле. С 20 по 26 июля пройдет заключительный — международный этап авиачемпионата. К сожалению, от участия в нем отказалась сборная ВВС Франции. Но есть шанс, что на будущие годы в "Авиадартс" вовлекутся другие страны, ведь в качестве наблюдателей этим летом в Россию приедут делегации Египта, Пакистана и Индии.
"Количество участников на международном этапе, конечно, расширится. Будут белорусы, казахи, китайцы. Авиация ФСБ, МЧС, МВД, планируем пригласить морскую авиацию", — поделился с журналистами руководящий соревнованиями главком ВВС РФ.
К участию планируется привлечь Су-24, палубные истребители Су-27 и МиГ-29, но упрощать условия участия для авиации ВМФ не планируется.
Изменится и система мишеней на международном этапе. По словам начальника отдела полигонов ВВС Игоря Зацепина, они обновятся и количество их увеличится, главное, чтобы они имитировали реальную авиа и бронетанковую технику противника.
Уровень призового фонда международного этапа также вырастет: если на российском этапе — это будут телевизоры, телефоны и компьютеры, то с международного —"победители уедут на своем транспорте", — пообещал главком Бондарев.