Захар Виноградов – МИА "Россия сегодня", Андрей Лубенский – РИА Новости Украина
День голосования на внеочередных украинских президентских выборах выдался в Киеве жарким. На замусоренном палатками Крещатике относительно безлюдно. Облаченные в камуфляж бойцы Майдана прячутся от палящего солнца в тени, у многих из них вид сонный и равнодушный, по этим лицам никак не скажешь, что в стране происходит важное событие. Да и неудивительно: каждую ночь "майданеры" поют, устраивают посреди столицы дискотеки, пуляют из пиротехники, пилят дрова бензопилой… Словом, бузят по полной, а утром им, как видно, не до политики. Дымят полевые кухни, горы дров, напиленных почему-то ночью, лежат посреди улицы, вопреки всем слухам, Майдан явно не собирается сворачиваться.
— Майдан стоит и будет стоять. Дело ещё не закончено. Будем здесь, до конца, — лениво говорит боец самообороны. По его словам, находящиеся в палаточном городке имеют возможность проголосовать. Но о выборах почти не говорят. Обсуждают новости с ''восточного фронта'', а больше погоду — ''с самого утра жара, что дальше будет'' (забегая наперед, скажем: дальше были град и гроза). Здание Киевсовета закрыто на ремонт, о чем оповещает плакат на главном входе. Заброшенным выглядит знаменитое ''жовто-блакитное'' пианино, на котором давали концерты в самый разгар ''революции''. В расположенном рядом здании ЦУМа, судя по звукам, продолжаются работы — реконструкция. Здание укрыто огромным желто-синим полотнищем, на котором написано — ''Единая страна''. Надпись сделана только на украинском языке.
По теневой стороне улицы бродят немногочисленные туристы, некоторые фотографируются на фоне палаток с красно-черными флагами. Теперь даже эта мода как-то стала сходить на нет. Люди в Киеве заметно подустали от "пионерлагеря", в который выродился Майдан, в центре своей столицы.
Повсюду установлены прозрачные ящики для сбора средств в помощь семьям погибших и пострадавших на Майдане. Проходящие иногда бросают в них купюры. Но в целом ящики – пусты. Теперь не караул устал. Устала публика.
С Майдана едем в штаб Юлии Тимошенко. На этот раз он расположен в "Конгресс-холле" Президент-отеля – престижно, но не так, как на предыдущих выборах. Вход практически свободный, журналистам достаточно предъявить свои удостоверения. Актовый зал не заполнен, но телекамер много. На большом плазменном экране надпись: "Защитим Украину. Юлия Тимошенко".
Саму Тимошенко ожидают к вечеру – она голосовала в Днепропетровске. В 14.00 работу штаба открывает его руководитель – известный политолог Игорь Жданов. Зал обставлен длинными рядами красных, сильно потертых кресел, в цвет логотипа Юлии Владимировны. Тем временем Жданов говорит, что выборы начались "практически по всей Украине, исключая оккупированные территории – Крым". Есть проблемы и на востоке, в Донецкой и Луганской областях членам избирательных штабов Тимошенко угрожают. Но в целом, отмечает Жданов, штабы Юлии Владимировны по всей стране работают. И они "настроены против фальсификаций", если, конечно, таковые будут иметь место. Удивляет, на самом деле то, что мы как неизменные участники предыдущих выборов (и президентских, и парламентских) впервые увидели столь малое представительство своих коллег в штабе Тимошенко. Обычно все здесь было не так – и многолюднее, и со стороны устроителей радушнее…
Штаб Петра Порошенко самый амбициозный – он расположен в "Мыстецьком арсенале", что напротив Киево-Печерской лавры. У входа журналисты выстроились в очередь (Порошенко считают фаворитом выборов). Вход строго по аккредитации, если аккредитоваться не успели – ваши проблемы. Не пускают даже наблюдателей, предлагая прийти вечером. Не пропускают и тех, кто пришел не в штаб, а на выставку – любители искусств ворчат, но уходят без скандала.
Обстановка под стать месту – произведения искусства, напротив лавра с ее вновь отремонтированной колокольней, возвышающейся над всеми зданиями, в том числе и "Арсеналом" — символ веры в лучшее.
Рабочий день штаба открывает руководитель юридического департамента Роман Зварыч, исполнявший когда-то примерно те же функции при президенте Ющенко. Говорит, что избирательный процесс в Украине проходит достаточно спокойно и взвешенно, уже сложно определить нынешние выборы как свободные. А нарушения – отслеживаются.
В это время по улице мимо "Мыстецького арсенала" с ветерком и бибиканьем проносится кортеж несостоявшегося кандидата в президенты Дарта Вейдера. Сам темный лорд во всем "парадном" облачении приветливо машет оторопевшим прохожим. Это чуть ли не единственное яркое пятно на фоне общей охватившей Киев усталости – и от политики, и от политиков. Но и оно – признак разложения, болезни, нездорового духа сюрреализма.
Штаб Сергея Тигипко выше всех – на 12-м этаже Карнеги-центра. Охрана строгая, но с юмором (смехом реагирует на попытку журналиста пройти, предъявив вместо удостоверения визитку Яроша). Если у кого-то нет аккредитации, вопрос легко решается – сотрудница пресс-службы смотрит документы и дописывает журналистов в список. Есть беспарольный Wi-Fi. Журналисты ждут брифинга, а пока наблюдают на установленных в зале экранах за происходящим в ЦИК. Странным показался только маленький зал для пресс-конференций. На прошлых выборах президента (2010 год) и зал, и прилегающий к нему холл были куда внушительнее и многолюднее. Теперь не то – в коридоре и пресс-центре всего несколько стульев, и те не полностью заполнены. Такое (чисто внешнее, может быть) ощущение, что все это – декорации, изготовленные специально, чтобы подчеркнуть безразличие к результатам выборов.
Самая неожиданно уютная атмосфера, пожалуй, в штабе Олега Тягнибока, расположившемся, как и прежде, в обычной столичной квартире на втором этаже жилого дома на улице Саксаганского. В зале (небольшой комнате) трое журналистов ожидают брифинга, атмосфера спокойная и дружелюбная. На входе журналистов встречает приветливая девушка. Сотрудник штаба Тарас, не смутившись российской принадлежностью агентства, предлагает нам бутерброды и кофе, говорит, что, по его информации, во всех избирательных комиссиях есть представители кандидата в президенты Тягнибока, и нарушений они не допустят. Но и здесь – странность. На наши осторожные попытки выяснить, будет ли и когда выступать перед журналистами лидер партии и кандидат в президенты Олег Тягнибок, получили уклончивые ответы, из которых стало ясно – скорее нет, чем да.
Просторно и гулко только в штабе кандидата в президенты врача Ольги Богомолец. Здесь тоже ждут брифинга, но, как и в штабах других кандидатов, все главные встречи состоятся ближе к ночи. Из окон штаба (он находится на 9-м этаже дома на бульваре Леси Украинки) отлично видно здание ЦИК. Вокруг здания пустынно.
Пройдясь по штабам главных, согласно предварительным рейтингам, кандидатов и тех, кого называют "явно непроходными", обратили внимание на какую-то предрешенность в настроениях штабистов и отсутствие у кандидатов встречаться с журналистами для разъяснения своей позиции – во всех разлиты усталость от политики противостояния, нежелание бороться там, где заранее предрешен результат, ожидание в конце этого тусклого и тесного тоннеля – порядка.
В перерыве заехали в семью интеллигентных учителей по профессии и работе, живущих хотя и скромно, но с гордостью, как и положено киевлянам.
— Устали мы все от грязи на Майдане, от грязи в политике, от грязи на экране телевизора, — с ленцой, обусловленной необыкновенной весенней жарой за окном, говорит глава семейства.
— Быстрей бы кто-то пришел и навел порядок. Скорее всего, это может быть Порошенко, ну, уж лучше так, чем война и неопределенность, — добавляет супруга, разливая чай.
В это время за окном разверзлись небесные хляби и на Киев обрушился сухой (редчайшее явление) град, истошно барабаня по окнам, подоконникам и крышам машин. А следом, через несколько минут, словно опомнившись, его побежал догонять ливень, прокладывая ручьи и очищая воздух от городских миазмов и пыли.