МОСКВА, 19 мая — РИА Новости. Политологи по-разному оценили двухлетнюю деятельность нынешнего правительства России: одни назвали работу кабмина в целом позитивной и отметили сохранение стабильной ситуации в экономике, несмотря на внешние факторы, включая санкции Запада; другие полагают, что хоть очевидных ошибок не наблюдалось, но эффективных действий не было, свидетельство чему — не стопроцентное выполнение "майских указов".
Эксперты не исключают, что в будущем, если в кабмине и ожидаются кадровые перемены, то они "будут осуществляться в консервативном режиме".
Правительство России под председательством Дмитрия Медведева было окончательно сформировано 21 мая 2012 года.
"Общую оценку деятельности правительства относительно недавно дал президент. Оценка была в целом позитивная. Президент отметил, что правительству удалось сохранить рост в очень непростых условиях", — сказал заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин.
При этом гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что за два года работы правительства "сложно вспомнить что-то, что говорило бы о его эффективности", хотя и очевидных ошибок у кабмина не наблюдалось. Основной проблемой в работе, по его мнению, является невыполнение всех "майских указов" президента.
Экономическая стратегия
По словам эксперта Института гуманитарно-политических исследований Владимира Слатинова, главное достижение правительства заключается в том, что оно не допустило резкого ухудшения экономической ситуации в стране, хотя динамика развития остается отрицательной.
"Ситуативное реагирование правительство осуществляет более-менее успешно. Российская экономика находится в состоянии стагнации, тем не менее, пока резкого ухудшения экономического положения в стране нет. Определенная заслуга правительства в этом есть", — сказал он.
Завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков полагает, что санкционная война против России, которую Запад объявил в связи с присоединением Крыма, стимулирует потенциал собственного развития и дает шанс РФ для новой экономической стратегии.
"В частности, перспектива создания собственной платежной системы, превращение Москвы в один из финансовых центров, переход на торговлю энергоресурсами в рублях, начало работы по созданию и усилению импортозамещающих отраслей экономики. Так что сейчас мы находимся в точке бифуркации — либо получится использовать текущую ситуацию как вызов, либо, если все будет продолжаться в прежних форматах, и мы будем полностью зависеть от мировой конъюнктуры, то не исключена очередная волна кризиса", — пояснил эксперт.
При этом Слатинов не является сторонником столь оптимистических прогнозов и более скептически оценивает экономические перспективы в связи с санкциями. "России для решения стратегических задач, в том числе, для ее нового международного самостоятельного позиционирования, нужно опережающее экономическое развитие. Нынешнее положение России создает экономические риски, поэтому нужна новая экономическая стратегия, а ее нет ни у правительства, ни у кого", — констатировал эксперт.
Новая министерская политика
Правительство Дмитрия Медведева впервые ввело понятие так называемых территориальных министерств, которые создаются не по отраслевому признаку, как было принято ранее. Так, в 2013 году в России появилось министерство по развитию Дальнего Востока. После решения Крыма о вхождении в состав России и подписания необходимых документов в РФ была создана не только госкомиссия по вопросам развития региона, но и отдельное министерство, которое занято решением проблем полуострова.
На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин сформировал новое министерство по делам Северного Кавказа. В соответствии с указом главы государства, основными функциями ведомства станет реализация госполитики в сфере социально-экономического развития региона и координация реализации федеральных программ.
По мнению Полякова, переход от отраслевых министерств к территориальным — вынужденная мера, которая призвана учитывать особенности тех или иных регионов, а вот насколько она эффективна, покажет жизнь.
"Россия настолько большая страна, настолько разнообразны условия на разных территориях, что какой-то единый формат управления выработать не получается. Специфика управления Дальнего Востока — одна, Северного Кавказа в силу всей неоднозначности истории и положения региона — другая, новый федеральный округ Крым и Севастополь — это вообще другая история, где требуются уникальные, еще не апробированные нигде подходы", — сказал он.
По словам Полякова, именно поэтому в структуре правительства появляются отдельные министерства, которые, по сути, в рамках одного ведомства объединяют все отраслевые функции.
Политолог добавил, что легко понять логику правительства, когда создаются отдельные территориальные министерства, где объединяются функции по управлению всеми отраслями региона. "Невозможно сделать ставку на одну отрасль, в то время как другая в загоне, я думаю, этот подход должен реализоваться. Пока прогноз благоприятный", — добавил аналитик.
В свою очередь Зудин отметил, что появление этих министерств объясняется совпадением двух проблем на данных территориях — острого дефицита развития, который связан с проблемой безопасности.
"Сочетание двух этих вызовов, вероятно, побудило президента дать добро на создание таких необычных образований в структуре правительства. Вряд ли такие образования будут создаваться часто. Это в любом случае исключения, вызванные высокоприоритетным значением этих трех территорий", — считает эксперт.
По его мнению, возможные кадровые перемены будут осуществляться в консервативном режиме. "Для какого-либо форс-мажора оснований нет. Другое дело, что многое будет зависеть от состояния мировой экономической системы, в которую включена наша экономика. Недавно было принято решение сохранить бюджетное правило. Но потом премьер сделал значимую оговорку: если условия функционирования российской экономики ухудшатся, правительство вернется к этому вопросу снова", — сказал Зудин, отметив, что серьезная модификация принципов экономической политики может повлечь определенные кадровые изменения, но пока об этом говорить рано.