МОСКВА, 17 мая — РИА Новости. Национальный мемориальный музей 11 сентября в Нью-Йорке призван стать "чистилищем" для человеческой памяти. Однако его не намерены посещать те, кто, возможно, более всего нуждается в этом, пишет The New York Times.
На официальной церемонии открытия музея в минувший четверг президент Обама держал прочувствованную речь, заметив, что цена жизней погибших в терактах 2001 года стоит выше "двух могучих башен". Но для некоторых жителей Нью-Йорка воспоминания и рассказы о случившемся все еще слишком свежи в памяти.
Некоторые из тех, с кем поговорили журналисты, сказали, что они не нуждаются в публичной демонстрации, напоминающей им об их личной трагедии, которую они и так не могут забыть. Другие — что вряд ли найдут там утешение, скорее — новую боль, пишет газета.
Именно для них — выживших в трагедии, родственников погибших и спасателей — музей открыт в эти дни. 21 мая он заработает для всех посетителей. Мемориал расположили на месте "башен-близнецов" Всемирного торгового центра, разрушенных ударами двух пассажирских авиалайнеров, которые террористы направили в небоскребы. Всего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании погибли без малого три тысячи человек. В музее представлены фотографии, вещи погибших и записи последних голосовых сообщений жертв теракта.
The New York Times публикует короткие интервью с несколькими жителями Нью-Йорка.
"Я не знаю, что я должна там чувствовать, — сказала журналистам 30-летняя актриса Джастин Турнеу. — Я что, должна плакать? Или гневаться? Или просто стоять там, молчать? Это слишком неоднозначно. Я бы не хотела туда идти".
"Это ведь не музей естественной истории. Я знаю многих парней, которые не пойдут туда, потому что они там были тогда, когда там был ад. Просто слишком много страшных воспоминаний, к которым они не хотят возвращаться", — сказал бывший глава пожарной части Джим Ричес, чей сын, Джим-младший, тоже пожарный, погиб 11 сентября.
В момент террористической атаки декан Колумбийской школы журналистики Билл Грускен работал в редакции The Wall Street Journal в офисе, расположенном через улицу от эпицентра событий. Он до сих пор не забыл, как все здесь было окутано черным дымом. Мало того, он и жил неподалеку. Главное впечатление, которое вынес, — чувство абсолютной беспомощности, когда нет никакой надежды на спасение.
"Я хотел бы увидеть музей, — сказал Грускен, — но я не уверен, что смогу сделать это в окружении людей, которые не прошли через то, через что прошел я. Я просто не могу смириться с мыслью, что увижу там множество автобусов и туристов в дурацких шляпах".
Брат Джона Картье, Джеймс, погиб на 105-м этаже южной башни. Джон Картье сказал, что планирует посетить музей в память о своем брате, хотя и чувствует, что сам музей предназначен не для него.
"Он нужен людям, которые на самом деле не знают, что произошло 11 сентября. Те, кто прошел через это, не нуждаются в музее, чтобы помнить о потерях. Они навсегда в наших сердцах", — цитирует The New York Times слова Джона Картье.