МОСКВА, 16 мая — РИА Новости. Что датчанину хорошо, то греку не очень — полярные точки зрения на настоящее и будущее Европейского союза проанализировала немецкая Süddeutsche Zeitung. Журналисты пришли к выводу, что на самом деле отношение к ЕС Греции и Дании не так уж и отличается.
Пессимизм греков, по мнению издания, объясняется прежде всего социально-экономическими причинами.
"Кризис многих загнал в нищету и изменил психику людей. За последние пять лет ВВП Греции сократился на четверть, уровень безработицы составил 27%, каждый второй молодой грек не имеет работы", — цитирует газета профессора политологии Афинского университета Лукаса Цукалиса.
В марте 2014 года опросы показали, что 60% греков предсказывают скорый конец Евросоюзу, а полугодом раньше эта цифра достигала 69%. Даже если экономическая ситуация за два последних года улучшилась, угнетенность бедностью и бесчисленные социальные проблемы не могли не отразиться на коллективной психике людей, объясняет Цукалис.
"Греки знают, что они сами и их политики ответственны за кризис", — подчеркнул он. Тем не менее многие уверены, что партнеры по ЕС не проявили достаточно солидарности с их страной и ситуация в Греции только ухудшилась в результате кризисного управления из Брюсселя.
В Дании принципиально другие настроения. 90% датчан оценивают свое финансовое положение как хорошее (в Греции только 29%). Три из четырех респондентов осенью прошлого года были уверены в успешном будущем ЕС. И 57% убеждены, что их голос в Евросоюзе имеет значение.
"Тем не менее было бы большим упрощением свести все к уравнению "больше богатства — больше эйфория от ЕС" или "больше бедных — больше скептицизма". Именно отношение датчан является особенным: они не хотят, чтобы Евросоюз брал на себя больше власти, чем необходимо. Членство Копенгагена в ЕС пронизано "лазейками", то есть исключениями из Европейского договора. Так, Дания, как и Великобритания, не обязана вводить у себя евро в качестве единственной валюты", — напоминает Süddeutsche Zeitung.
Кроме того, Дания не участвует в военных операциях под флагом ЕС и не сотрудничает с Брюсселем по вопросам взаимодействия полиции и судов.
Парадокс, по мнению газеты, заключается в том, что, сохраняя пессимистичные настроения, 65% греков хотят, чтобы их страна оставалась в еврозоне.
"Здесь думают так же, как в Испании и Португалии: люди знают, что будет только хуже, если государство снова попытается ввести национальную валюту", — говорит Цукалис.
Датчане, однако, стремятся сохранить свою национальную валюту — крону. Они рады экономическому сотрудничеству в Европе, но против единой европейской политики. Многие датчане опасаются, что придется разделить свои преимущества с иммигрантами из Восточной Европы. Сейчас в стране горячо обсуждают, как можно было бы сократить льготы для иммигрантов, не нарушая законодательства ЕС.
Для многих датчан это пример того, что Брюссель имеет слишком большое влияние на их национальную политику.
"Датчанам хорошо в ЕС, но большего участия в своих делах они не хотят, — говорит Дерек Бич, политолог из Университета Орхус. В принципе, того же хотят и в Греции — экономической помощи, но никак не политического вмешательства.
О том, что в той же Дании уровень евроскептицизма достаточно высок, говорит нынешняя европейская избирательная кампания, резюмирует Süddeutsche Zeitung.