ТОКИО, 15 мая — РИА Новости, Ксения Нака. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ в четверг выступил за необходимость пересмотра трактовок Конституции в отношении применения страной права на коллективную оборону, что в конечном счете должно разрешить силам самообороны участвовать в операциях за пределами страны.
Добровольный отказ
Япония, как и другие страны, в соответствии с 51-статьей Устава ООН, обладает правом коллективной самообороны, которое означает возможность применения своих вооруженных сил для защиты союзников. В 1959 году Верховный суд страны посчитал применение этого права непротиворечащим "мирной" Конституции Японии, которая разрешает использование военной силы только для защиты территории страны в случае непосредственного нападения на нее. Однако из-за укрепления влияния "левых" партий в 1970-е годы, премьер-министр страны Какуэй Танака в 1972 году выступил с заявлением, в котором назвал применение этого права выходящим за рамки основного закона. Это положение было закреплено в 1981 году решением правительства о том, что "применение права на коллективную самооборону является превышением рамок оговоренного 9-й статьей Конституции права на самооборону".
За пересмотр
Пришедшее к власти в декабре 2012 года правительство Синдзо Абэ стремится внести поправки в Конституцию страны, настаивая на том, что основной закон, принятый сразу после войны, не отражает реальной расстановки сил в мире и места в нем Японии. Изменение трактовки Конституции по вопросу о применении права коллективной самообороны должно стать одним из первых шагов в этом направлении.
Премьер-министр построил свое выступление на гипотетических примерах когда Япония не может защитить своих граждан из-за устаревшего понимания конституции. Он привел пример того, как на глазах сил самообороны нападению подвергается корабль союзников, на котором зону некоего конфликта покидают японцы, а японские военные вынуждены пассивно за этим наблюдать. Аналогичная ситуация может возникнуть при нападении на лагерь японских волонтеров, работающих за рубежом. Все это, по мнению премьера, говорит о том, что сейчас Япония не всегда может выполнить свой долг по защите жизни граждан.
"Необходимо изучить вопрос о том, насколько нынешняя трактовка конституции позволяет защитить жизнь населения. На основании заключений, сделанных правящими партиями, будет принято решение правительства об основных направлениях необходимых изменений законодательства", — заявил премьер-министр.
Активный пацифизм
Абэ отметил, что изменение понимания конституции не означает "превращения Японии в воюющую страну", о чем говорят противники пересмотра. Он подчеркнул, что возможность использования вооружённых сил страны для обеспечения коллективной самообороны укладывается в провозглашенную правительством концепцию "активного пацифизма".
"Пацифизм конституции Японии будет по-прежнему защищен", — заверил премьер-министр.
Он подчеркнул также, что использование права на коллективную самооборону не означает использование сил самообороны в вооруженных конфликтах за рубежом.
"Как и прежде, участие сил самообороны в конфликтах других стран с целью применения вооруженной силы исключено", — заявил Синдзо Абэ.
Шесть условий
Группа экспертов, которой было поручено изучение вопроса, представила премьеру шесть условий, которые должны ограничивать применение вооруженных сил для коллективной самообороны. Решение о применении права на коллективную самооборону будет принимать премьер-министр на основе комплексного изучения ситуации. Решение премьера должен утвердить парламент. Страна, которой будут помогать силы самообороны, должна быть одним из ближайших союзников Японии. Она должна направить Японии официальную просьбу о помощи. Кроме того, ситуация, в которой возможно применение сил самообороны, должна представлять угрозу безопасности Японии. При пересечении территории или воздушного пространства третьих стран силами самообороны для выполнения миссии по защите союзников необходимо разрешение этих государств.
Как считают эксперты, выполнение этих шести условий призвано не допустить неограниченного расширения зон действия сил самообороны Японии.
Против
Сторонники изменения конституции в отношении коллективной самообороны приводят заведомо бесспорные примеры защиты жизни японских граждан при нападении террористов или оказания помощи союзникам во время совместных учений.
Однако противники пересмотра считают, что расширение использования сил самообороны создает повод для втягивания Японии в международные конфликты, прежде всего, в Азии. В частности, они рассматривают ситуацию возникновения конфликта между Филиппинами, Вьетнамом или другой азиатской страной с Китаем на почве неразрешенных территориальных споров. Применение права коллективной самообороны в этом случае может толкнуть Японию на прямое вооруженное противостояние с Китаем. В то же время противники применения права на коллективную самооборону указывают, что оно может стать поводом для втягивания Японии в крупные международные конфликты, если о помощи попросит одна из азиатских стран, имеющих нерешенные территориальные споры с другими странами, а также США, проводящие различные "миротворческие операции" по всему миру.
Среди противников пересмотра не только "левые" партии, традиционно отстаивающие дух и букву действующей конституции. Неоднозначно воспринимает его и ближайший союзник Либерально-демократической партии — партия Комэйто. Согласования с Комэйто по этому вопросу начнутся в ближайшее время и, как рассчитывает ЛДП, уже летом правительство сможет принять решение о том, что применение права на коллективную безопасность не противоречит конституции страны.