Но одно дело — положить цветы к памятнику, пусть и чужому (не будем приукрашивать историю: находившееся в Лондоне правительство Польши нацеливало Армию Крайову не только против немцев, но и против советских войск). От отдания такой чести чужой армии памяти шестисот тысяч погибших в Польше советских солдат не убудет. И совсем другое дело — обгадить чужой памятник, намалевав на нем кое-что от себя.
Но отражает ли это обгаживание мнение всех поляков? Вопрос сложный, и все-таки ответ на него — твердое "нет".
Эксцессы? Нет, политика!
Почему вопрос сложный? Да потому что не надо представлять произошедшее, как это любят наши либералы, "отдельными эксцессами" или "акциями отморозков". Нет, это политика, и подобные гаденькие actions часто поощряются сверху.
И не надо обольщаться в отношении польского правительства — как нынешнего (якобы либерального), так и прошлого (якобы патриотически- консервативного), а заодно и многих будущих польских правительств и коалиций. Все правительства, существовавшие в Польше с момента прихода к власти представителей "Солидарности" в 1989 году, в отношении памяти советских солдат проводили или откровенно враждебную, или лицемерную политику. Вот и теперь заявление польского МИД о том, что оно "осуждает" произошедшее, вовсе не означает, что завтра прекратится выход в печать подлых статей и книг, которые и подвигают негодяев на то, чтобы осквернять памятники. К таким книгам относится, например, книга Петра Зыховича "Пакт Риббентропа-Бека", в которой молодой историк тоскует о незаключении пакта Польши с Гитлером в 1939 году и фантазирует о том, как поляки, напади они вместе с немцами на Советский Союз в 1941 году, взрывали бы памятники по всему СССР.
Нет, подлые сравнения России (и нынешней, и прошлой) с нацистской Германией будут продолжаться безнаказанно, они останутся в Польше "мейнстримом" еще многие годы.
И этим людям вовсе не всегда нравятся навязываемые им из ЕС взгляды: не все в набожной Польше восхищались акцией "Пусси райот"; не все в восторге от Майдана, а особенно от прославления Бандеры, по приказу которого были убиты десятки тысяч поляков на Волыни; не все поверили и в официальную украинско-польско-еэсовскую версию о том, что "пророссийские сепаратисты" в Одессе то ли сами себя сожгли, то ли накликали огонь на себя, напав на беззащитных футбольных фанатов.
Костер из людей как "отпор сепаратистам"
Одесса — самая сейчас больная тема. "Газета выборча" подытожила события вокруг Дома профсоюзов в духе официальной польской "промайданной" пропаганды: "Одесса стала первым украинским городом, который дал отпор сепаратистам. Здание, захваченное мятежниками, охватило пламя. Попавшие в ловушку мятежники еще пытались спасаться, прыгая из окон, так что восемь из них сгорели".
А вот польский пенсионер по имени Войцех Домославский пишет из Варшавы: "В Польше после 1989 года исчезли все географические названия, связанные со словом "Сталинград". Исчезло и название площади, у которой я жил, — площади Защитников Сталинграда. А теперь книжечки господина Зыховича втолковывают нам, что те самые защитники Сталинграда — это были наши враги, против которых нам надо было вместе с гитлеровцами бороться, верша дикие зверства на просторах СССР… Публицист Ежи Помяновский пишет: "Вы нас спасли, но не освободили". Интересно, понимает ли он, что могло дойти до ситуации, когда освобождать было бы некого?"
Рабы геополитики
Очень интересный ответ на этот вопрос дал Роберт Станислав Терентьев — заслуженный сценарист и режиссер, между прочим, в годы социализма работавший в подпольной прессе "Солидарности". В той же "Газете выборчей" он раскритиковал безоговорочную польскую поддержку Майдана, а корни этой поддержки обнаружил в писаниях бывшего диссидента Ежи Гедройца, в шестидесятые и семидесятые годы объединявшего польскую эмигрантскую интеллигенцию.
"Концепция Гедройца исходила из двух главных утверждений,- пишет Роберт Станислав Терентьев. — Первое: сильная Россия представляет из себя постоянную угрозу независимости Польши. Второе: защищая себя от этой угрозы, нам надлежит создать территориальный буфер из националистических государств, освобождающих себя из-под российского господства. Роль главного щита при этом отводилась Гедройцем Украине". По мнению Терентьева, именно эта концепция легла в основу польской внешней политики после 1989 года.
А может, проще?
Высшая мудрость иногда состоит в отсутствии мудрствования. Есть простая истина: национализм — это плохо, даже если оправдывать его геополитикой или национальной безопасностью. Жестокость — это отвратительно. И если к власти в Киеве пришли жестокие националисты, а в Польше это многие вполголоса признают, то, может, нечего прикрывать этих людей только потому, что они победили не в Москве и не в Варшаве, а где-то между? Оправдывая Бандеру, сам в какой-то момент можешь стать похожим на этого "обыкновенного террориста" (именно так назвал польский журнал HISTORIA), которого в Польше вдруг перестали костерить в газетах после начала второго Майдана.
Раньше поляки не без основания говорили советским гражданам: "Мы вас любим, а ваше государство — нет". Теперь мы то же самое с полным основанием можем сказать им.
Из истории известно: когда накапливается "критическая масса" таких сделок, государство перестает быть демократическим. А добавь еще чуть-чуть вранья — оно перестанет быть и мирным.