МОСКВА, 6 апр — РИА Новости. По мнению Шона Кэя (Sean Kay), профессора политологии и директора Арнесоновского института практической политики при Уэслианском университете Огайо (Ohio Wesleyan University), одного из старейших вузов США, для стабилизации ситуации на Украине Западу достаточно решиться на одно простое заявление: что НАТО не планирует дальше расширяться на Восток.
В своей статье, опубликованной на сайте журнала The National Interest, Кэй отмечает, что расширение НАТО, начавшееся в 1999-м и достигшее своей кульминации 5 лет спустя, когда членами альянса стали страны Прибалтики, диктовалось не реальными географическими или военными соображениями, а исключительно идеалистическими мотивами. Как отмечает эксперт, рано или поздно это победное шествие должно было натолкнуться на интересы России и, в итоге, это и произошло в 2008 году в Грузии и в 2014 году – на Украине.
Как отмечает Кэй, все это время протесты России регулярно отвергали, заявляя, что НАТО будет делать что хочет. "К примеру, в ответ на беспокойство РФ о размещении элементов системы противоракетной обороны в Польше и Чехии генсек НАТО обвинил Россию в "жалкой риторике", а глава Госдепа Кондолиза Райс заявила, что реакция РФ "граничит с дикостью". Несколько американских президентских администраций настойчиво добивались расширения НАТО, забывая о том, что они при этом вторгаются в "огород" России, страны с ядерным оружием и растущим национальным самосознанием – сами США ни за что не позволили бы это делать с собой", — пишет эксперт.
Кэй отмечает, что даже в 1990-е годы власти РФ критиковали тот факт, что НАТО сохранилась после распада СССР. В частности, президент Борис Ельцин заявлял, что на смену холодной войне может прийти "холодный мир", а глава МИД Андрей Козырев предупреждал в 1995 году, что расширение НАТО не выгодно ни России, ни западным партнерам. При этом все миролюбивые заявления США опровергались реальными поступками альянса: бомбежками Сербии в 1999-м и операцией в Ливии в 2011 году.
В начале 2008 года США объявили о намерении принять в НАТО Украину и Грузию через "План действий по членству". Но когда выяснилось, что европейские члены альянса не очень заинтересованы в инициировании этого процесса, в апреле 2008 года на саммите альянса Америка настояла на включении в его итоговую декларацию фразу о том, что "Украина и Грузия станут членами НАТО", не уточняя временных рамок. Как отмечает Кэй, это было опасным, безрассудным и лживым обещанием, поскольку никаких формальных процессов для включения этих стран в альянс не велось, к тому же на Украине поддерживало вступление в НАТО меньшинство населения.
Кэй пишет, что ситуация вокруг Украины рискует привести к серьезному кризису доверия в рамках альянса. Эксперт отмечает, что Россия и так требует, чтобы Украина сохраняла нейтралитет и отказалась от вступления в НАТО, поэтому лучшее, что могут сделать политики входящих в альянс стран, – это отказаться от дальнейшего расширения, тем более что реальных намерений относительно вступления Украины у США и европейских союзников нет.
По мнению эксперта, НАТО должна отказаться от провальной политики "открытых дверей", которой ее руководство придерживается из принципа, Украина – сохранить свой нейтралитет, а сторонники расширения альянса – отказаться от бессмысленных иллюзий, поскольку они закрывают путь к дипломатическому решению конфликта. Только данные шаги, заключает Кэй, вернут стабильность Украине и позволят добиться деэскалации.
Ранее о том, что политика "открытых дверей" будет продолжаться, заявляли генсек НАТО Андерс Фог Расумуссен и его заместитель Александр Вершбоу. При этом глава Пентагона Чак Хейгел в конце апреля 2014 года заверил министра обороны РФ Сергея Шойгу в том, что действия НАТО в Восточной Европе не носят "провокационного или экспансионистского" характера, а направлены на демонстрацию блокового единства.