Рейтинг@Mail.ru
Левитская: нужен системный подход к преподаванию русского языка - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Левитская: нужен системный подход к преподаванию русского языка

© Фото : предоставлено Управлением по информации и связям с общественностью СКФУРектор СКФУ Алина Левитская
Ректор СКФУ Алина Левитская
Читать ria.ru в
Дзен
О значении форума "Проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе и вузе" и его итогах в интервью РИА Новости рассказала ректор СКФУ Алина Левитская.

В Северо-Кавказском федеральном университете 19-20 марта прошел Форум русского языка и литературы "Проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе и вузе" и состоялось выездное заседание Совета Российского Союза ректоров. О значении форума и его итогах в интервью РИА Новости рассказала ректор СКФУ Алина Левитская.

— Почему эти мероприятия было решено провести именно на Северном Кавказе, в федеральном университете?

— Особое внимание ректорского сообщества, педагогов, всего нашего общества в целом к современному состоянию преподавания русского языка и литературы в школе и в вузе и к вопросам совершенствования преподавания дисциплин этих предметных областей неслучайно.

В последнее десятилетие обозначилась тенденция к снижению уровня общей речевой, языковой культуры говорящих и пишущих по-русски. А, между тем, русский язык является:

— основой национальных традиций, истории и культуры русского народа — государствообразующего народа Российской Федерации;

— государственным языком Российской Федерации;

— языком межнационального общения на пространстве Содружества Независимых Государств, важным инструментом их эффективного взаимодействия во всех сферах;

— средством этнической самоидентификации российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации;

— одним из наиболее распространенных языков в мире;

— официальным или рабочим языком крупнейших международных организаций;

— средством формирования объективного образа Российской Федерации, инструментом усиления российского влияния в мире, укрепления российской государственности.

Очень важно, что Форум русского языка и литературы прошел на Северном Кавказе. Усиление позиций российской государственности, русского мира в этом регионе невозможно без укрепления позиций русского языка во всех его функциях. Взаимодействие русского языка с языками народов Кавказа способствует их взаимообогащению, создает благоприятные условия для укрепления и развития национальных языков. Русский язык используется также как фундамент для построения успешной профессиональной деятельности, как фактор и одна из основных составляющих личностного культурного развития. Русский язык — это основа формирования общероссийской гражданской и цивилизационной идентичности граждан современной России.

Северо-Кавказский федеральный университет для проведения форума был выбран также неслучайно. Для университета актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа. Перед вузом поставлены задачи развития межкультурного диалога в разных форматах и, прежде всего, в образовательном процессе, при воспитании и профессиональной подготовке студентов — будущего нашей страны.

Миссия Северо-Кавказского федерального университета четко определена в программе развития университета на 2012-2021 годы, утвержденной распоряжением правительства РФ от 28 мая 2012 года № 854-р: "Предоставляя уникальные возможности в образовательной, научной и культурной сферах, формировать будущих лидеров, способных внести позитивный вклад в развитие страны и мира". Но без глубокого постижения русского языка, без сформированной у выпускников университета культуры русской речи (устной и письменной), без хорошего знания русской литературы, литературы других народов Северного Кавказа и России выполнение этой миссии не представляется возможным.

Перед началом форума в СКФУ прошло выездное заседание совета Российского Союза ректоров. Главной темой заседания стало улучшение преподавания русского языка как приоритет российского образования. Руководители ведущих вузов со всей России под председательством ректора МГУ имени М. В. Ломоносова, академика РАН Виктора Садовничего обсудили актуальные проблемы в преподавании русского языка, ключевые моменты в воспитании гражданина и патриота России в системе высшего образования СКФО, после чего включились в работу Форума русского языка и литературы.

В работе форума приняло участие более 400 человек. Присутствовали члены Совета по русскому языку при президенте РФ, руководство Минобрнауки РФ и Рособрнадзора, представители РАН и РАО, специалисты Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, ректоры вузов РФ, заведующие профильными кафедрами и деканы филологических факультетов классических и педагогических вузов, учителя русского языка из общеобразовательных учреждений СКФО.

На пленарном заседании выступили министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, полномочный представитель президента РФ в СКФО Сергей Меликов; заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и наук Сергей Кравцов. От лица присутствовавших руководителей всех субъектов, входящих в СКФО, выступил глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов. Особо хотелось бы отметить участие в работе форума и выступление на пленарном заседании председателя Совета по русскому языку при президенте РФ, советника президента по культуре и искусству Владимира Толстого.

— Какие вопросы обсуждались в ходе работы форума?

— Необходимость проведения форума обусловлена следующими факторами: ослабление системности в обучении русскому языку и литературе в школах, реализующих разные варианты федеральных государственных образовательных стандартов, снижение контрольных цифр приема на направление "Отечественная филология", отсутствие должного внимания к подготовке соответствующих педагогических кадров высшей школы и для высшей школы в этих предметных сферах, несоотнесенность содержания требований ФГОС общего образования по русскому языку с требованиями ФГОС педагогического образования, что создает реальную угрозу качеству преподавания русского языка и в школе, и в вузе.

Отказ от практики системного подхода к непрерывному профессиональному совершенствованию квалификации в ведущих научно-педагогических центрах страны преподавателей вузов, обеспечивающих образовательный процесс на филологических направлениях, увеличивает риски разрыва между реальным качеством обучения в школе и требованиями ФГОС.

Современные стандарты многоуровневой подготовки в определенном смысле осложнили ситуацию. Традиции отечественного филологического образования, ориентированные на генетическую взаимообусловленность школьных предметов "русский язык" и "русская литература", ослабляются. ЕГЭ по русскому языку и сочинение не являются логическим продолжением единого образовательного процесса, а представляют собой финальный этап самостоятельных образовательных процессов (действий) в отдельных, не соотнесенных в ходе образовательного процесса предметных областях.

Особого внимания заслуживают проблемы подготовки учителя русского языка для школ с родным (нерусским) языком обучения, создания условий для использования в системе общего образования в качестве языков обучения государственных языков народов РФ одновременно (параллельно) с русским языком. Внедрение модели поликультурного полилингвального (с родным и русским языками обучения) образования в национальных республиках дает мощный импульс для развития научных исследований в области родного языка, истории литературы, традиций, обычаев, истории родного народа, для создания учебников нового поколения, разработки новых методик обучения.

— Каковы основные итоги форума и какова практическая значимость обозначенных в дискуссиях его участников предложений?

— Основные итоги форума и векторы действий в направлении совершенствования преподавания русского языка и литературы нашли отражение в итоговой резолюции, которая была представлена к открытому обсуждению участникам, научно-педагогическому сообществу и общественности.

Часть рекомендаций касается единого государственного экзамена. Участники форума предложили ввести в практику публикацию в широком доступе подробных аналитических отчетов по результатам ЕГЭ и Основного государственного экзамена, а также совершенствовать ресурс Открытого банка заданий ЕГЭ и ОГЭ, разработать систему мер по контролю качества пособий, издаваемых для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Органам исполнительной власти субъектов СКФО, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовали обеспечить проведение пробных экзаменов в ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку не реже двух раз в год (сентябрь и декабрь), уделять внимание деятельности по выявлению слабоуспевающих обучающихся по русскому языку и оказанию им методической помощи в обучении.

Другие рекомендации касаются различных аспектов преподавания, а также вопросов сохранения русского языка и упрочения его позиций на Северном Кавказе в диалоге с языками и культурами всех народов, проживающих на этой территории. Высказано предложение о разработке системных мер, необходимых для повышения качества подготовки специалистов в области русского языка и литературы, родного языка и литературы народов РФ в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом лингвокультурологических запросов в каждом из субъектов РФ; а также специалистов в области иностранных языков для учреждений общего образования с родным (нерусским) языком обучения. Также предложено провести экспертную оценку результатов апробации модели поликультурной школы в целях рекомендации широкого использования этого опыта в системе общего образования.

Получили развитие предложения по организации повышения уровня профессиональной квалификации преподавателей классических и педагогических университетов — специалистов сферы русской филологии, национальной филологии.

В ходе дискуссий оформилось предложение о создании советов при главах субъектов СКФО по проблемам современного русского языка, особенно — в школах с родным (нерусским) языком, для содействия в реализации языковых программ по развитию родного языка, совершенствованию преподавания русского языка, а также для разработки системных мер для упрочения авторитета учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы.

Также рекомендовано в целях обеспечения повышения качества обучения русскому языку и родному языку внести в действующую нормативную базу необходимые изменения, позволяющие делить класс на группы аналогично действующим нормативам при изучении иностранных языков.

Приняты решения о ходатайстве перед Российским советом олимпиад школьников о возможности включения в перечень Всероссийских олимпиад школьников олимпиад по русскому языку и по русской литературе для обучающихся в школе с родным (нерусским) языком, а также о ходатайстве перед Советом по русскому языку при президенте РФ о создании в Администрации президента специального органа, к компетенции которого будет отнесена координация деятельности по упрочению позиций русского языка как государственного, как языка межнационального общения, по созданию условий для функционирования и развития русского языка и языков всех народов РФ как родных языков.

Во время работы форума отмечено, что одним из ярких примеров действенного отношения к преподаванию и сохранению русского языка является Северо-Кавказский федеральный университет, конкретными действиями решающий задачу "повышения качества владения гражданами России русским языком", которая обозначена в "Основах государственной культурной политики" как наиболее приоритетная в области русского языка.

В настоящее время языковой вкус молодежи формируется во многом под влиянием средств массовой информации, общения в интернете, со столь популярным в них фамильярно-разговорным стилем речи, со ставшим обычным обилием сниженной лексики и фразеологии, включая и нецензурные выражения. К сожалению, и речь публичных людей (политиков, многих чиновников, общественных деятелей) зачастую не является образцом русской словесности, отличается косноязычием, обилием словесных штампов. Снижение речевой культуры отдельной личности и общества в целом, утрата вкуса к русскому слову, отсутствие должного уважения к русскому литературному языку и другие отрицательные факторы влияют на формирование языкового сознания наших граждан и, тем самым, и на их образ мышления, и, как следствие, на образ жизни.

С 1 июня 2013 года в структуре Гуманитарного института СКФУ создана кафедра культуры русской речи. Кафедра объединила высококвалифицированных филологов-русистов и методистов, имеющих опыт преподавания специализированных дисциплин: 43 преподавателя, из которых шесть докторов наук и 33 кандидата наук.

За полтора года работы кафедрой разработана система учебных дисциплин, обеспечивающих формирование и развитие компетенций культуры русской речи (устной и письменной). Преподавание дисциплин выстроено в такой последовательности, чтобы с первых курсов бакалавриата и по первый курс магистратуры включительно у студентов всех направлений подготовки компетенция "культура русской речи" получала непрерывное развитие, наращивание, совершенствование. Такая языковая подготовка для вуза и региона в целом особенно актуальна, ведь в СКФУ учатся студенты из 45 регионов России, представляющие 86 национальностей, поэтому университет по праву можно назвать центром сохранения и изучения русского языка на Северном Кавказе.

Проведение форума показало важность взаимодействия всех, кто заинтересован в сохранении русского языка и российской государственности. И то, что этот диалог проходил в полиэтничном, поликультурном, полилингвальном и поликонфессиональном пространстве Северного Кавказа, позволяет увидеть проблемы объемно и многоаспектно. Основное понимание, которое дает проведение форумов подобного уровня, — это то, что многогранная, масштабная работа по укреплению позиций русского языка носит и должна носить долгосрочный системный характер.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала