МОСКВА, 24 апр — РИА Новости. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин признал, что следователи больше озабочены поиском доказательств вины подозреваемого, и считает, что направление расследования нужно поменять в сторону поиска также доказательств невиновности и объективной истины.
В конце января в Госдуму был внесен законопроект, который вводит в УПК институт установления объективной истины и определение этого термина как соответствия действительности установленных по уголовному делу обстоятельств, имеющих значение для его разрешения. Разработкой законопроекта занимался СКР.
По словам Бастрыкина, справедливость правосудия может быть обеспечена только в том случае, когда противоборствующие стороны обвинения и защиты изначально имеют равные возможности по сбору доказательств и отстаивания своей позиции в суде. Вместе с тем сейчас на стороне обвинения на досудебных стадиях "вся мощь следственных действий, носящих принудительный и оперативно-разыскной характер". Адвокаты на этом этапе могут лишь заявлять ходатайства о производстве следственного действия и представлять документы, которые могут быть отклонены стороной обвинения.
"На деле мы имеем поединок неравных соперников. Поэтому неудивительно, что в подавляющем большинстве случаев стороне защиты не удается превзойти по аргументам обвинение, особенно если подсудимый пользуется бесплатным защитником", — сказал Бастрыкин.
Поиск доказательств невиновности
Глава ведомства отметил, что в рамках концепции о введении объективной истины необходимо вернуть следователя к объективному познанию всех обстоятельств дела.
По мнению Бастрыкина, сегодня молодые следователи "комплексуют" и тратят много времени не на расследование, а на изучение материалов процессуальной проверки.
"Я критикую, говорю: мы превратились из Следственного комитета в доследственный комитет. Происходит это потому, что они боятся возбудить уголовное дело без достаточных оснований. Вроде здесь ничего плохого нет", — пояснил он.
Вместе с тем сейчас следователи исходят из позиции, что они не следователи-исследователи, а следователи-обвинители. Бастрыкин подчеркнул, что, по сути, следователь ведет предварительное следствие, "ковыряясь и ища обвинительные факты".
"И, когда найдет обвинительные факты, он возбуждает уголовное дело. Нас учили по-другому — дело возбуждается для объективного расследования", — добавил руководитель ведомства, пояснив, что следователи должны в равной степени искать доказательства вины и невиновности.
Объективная истина
Депутат Госдумы РФ Александр Ремезков, автор законопроекта, заявил, что он получает отзывы на данный документ и большая их часть выступает в пользу закона.
"Мы понимаем, что необходимы какие-то доработки, дополнения. Все это будет реализовано в процессе его рассмотрения и в комитете и на пленарном заседании Государственной думы", — заявил депутат.
Законопроект об объективной истине устанавливает обязанность публично-правовых субъектов доказывания (суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя) в пределах своей компетенции принять все меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, подлежащих доказыванию.