С гордостью и уважением к памяти всех погибших и оставшихся в живых и в память о Великой Отечественной войне, хочу рассказать о своем замечательном дедушке, ставшим для меня живой легендой давно минувших лет.
С самого раннего детства я часто слышал о нем из рассказов моей матери. С гордостью и восхищением вспоминает она моего деда по сей день, и радуется, что я очень похож на него.
Мой дедушка, Горолов Али Магомедович, родился 4 мая 1923 года в селении Кегер Гунибского района Дагестана в семье простого крестьянина, которая по меркам тех времен была не такая уж и большая, 5 человек, но жизнь — очень сложная. В те годы шла коллективизация.
Дед был самым младшим в семье. Мама рассказывала, что он, так и не дождавшись призыва, на фронт ушел добровольно — несколько месяцев спустя после ухода старших братьев, Магомеда и Ибрагима.
Его направили в Закавказский фронт, и 10 сентября 1942 года он вместе с другими добровольцами был отправлен в Тбилиси, к военно-грузинскому перевалу. Там же деда назначили линейным, надсмотрщиком 10-го запасного полка связи. Согласно документам, 1942-43 годы для него и его сослуживцев были самыми суровыми за всю войну.
Чуть позже дедушка попал в 392-й отдельный батальон связи Первого Украинского фронта. Тот самый, который командовал маршал Рокосовский.
Домой дедушка вернулся только в 1947 году — эти два года он, по словам мамы, он боролся с мародерами. После возвращению в родное село Кегер он устроился заведующим фермой и возглавил женскую бригаду доярок. В начале 1970-х г. он с семьей переехал в Махачкалу, где почти 10 лет управлял делами в местном колхозе.
Судьба же его братьев так до конца и не прояснилась. Еще до окончания войны с фронта пришло сообщение, что они оба пропали без вести. Ему пришлось растить и помогать семье своих погибших братьев.
В 1985 году одна из наших односельчанок побывала в Венгрии и на памятнике павшим солдатам она нашла фамилию брата моего дедушки — Горолова Ибрагима. Судя по всему, он там и похоронен в братской могиле.
Боевые награды деда до наших дней сохранились не все, но, по словам, мамы, их было много: Нагрудные знаки «За освобождение Праги», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». А еще у него была Почетная грамота от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина сего личной подписью.
Всю свою послевоенную, мирную жизнь, мой дедушка стремился следовать нравственным принципам жизни. Война оставила на нем большой отпечаток, но это не мешало ему любить и воспитывать своих детей, которых у него было шестеро. Моя мама была самой младшей в семье — она родилась, когда ему было за 50. Она очень любит вспоминать его и называет самым лучшим папой на свете.
Патимат Расулова