ВАШИНГТОН, 21 апр — РИА Новости, Петр Мартынычев. Пострадавшие в результате теракта в Бостоне, многим из которых пришлось ампутировать конечности, уже год борются за свое восстановление и за возможность заниматься любимым делом — на помощь им пришел профессор Массачусетского технологического института Хью Герр, посвятивший свою жизнь разработке инновационных протезов.
Одной из пациенток специалиста стала 33-летняя Адриан Хасл-Дэвис, профессионально занимавшаяся танцами. В результате взрыва у финишной линии марафона ее левая нога была так сильно повреждена, что пришлось ее частично ампутировать. Еще на больничной койке Адриан пообещала, что вернется на сцену.
Уникальный вызов
"Я был в Испании, когда произошел теракт. Я не был здесь, в Бостоне, но получал на телефон сообщения о взрывах бомб, угонах машин, убийстве офицера полиции. Я был ошеломлен и не мог поверить в реальность происходящего. Я думаю, что после теракта каждый из нас хотел чем-то помочь. И я осознал, как уникально наше положение — мы работаем в городе и занимаемся разработкой протезов. Вы знаете, что многие из выживших пережили ампутацию. И мы бросили все свои ресурсы на то, чтобы облегчить их участь", — сказал Герр в интервью РИА Новости.
"Я слышал о ее страсти к танцам. Когда я потерял ноги, моей мечтой было вернуться к занятиям альпинизмом. Поэтому я как никто другой понимал ее желание вернуться на сцену. Нужно было разработать соответствующий протез", — сказал собеседник агентства.
По его словам, такого опыта у лаборатории не было — традиционные протезы создавались для ходьбы и соответствующих ей движений. Для решения задачи в лаборатории была создана группа экспертов, а работа заняла более полугода — около 200 дней.
Разработка и первое выступление
"Это было уникально и потребовало множества исследований — перейти от ходьбы к танцам. Мы столкнулись с серьезным вызовом, оказавшись в совершенно новой сфере", — говорит помощник профессора Эллиотт Рус.
По его словам, диапазон движений в танце существенно шире, и они реже повторяются, чем при ходьбе и беге. Чтобы понять биомеханику танца, пришлось пригласить танцовщицу и исследовать все неуловимые движения во время вальса, ча-ча-ча и румбы. Для этого на ее теле закрепили 60 отражающих маркеров, перемещение которых записывалось видеокамерами и анализировалось компьютером. Таким образом команда исследователей собрала данные о движении суставов, скорости перемещения. Кроме того, определялось взаимодействие ступней с поверхностью и давление на пол.
Именно о ней говорил в одном из недавних выступлений президент США Барак Обама: "Бостон остается непоколебимым и непокоренным. И когда развеялся дым, нас вдохновлял пример пострадавших, которые смело боролись за восстановление — тех, кто бегает и ходит вновь, в том числе потерявшая ногу женщина, вернувшаяся к профессиональным занятиям танцами".
Герр признает, что работа не завершена — протез нуждается в совершенствовании. "Мы только начали. Мы дорабатываем технологии и не останавливаемся на достигнутом", — говорит он.
Благотворительность и перспективы
В общей сложности биомеханическими протезами, которые выпускает лаборатория, с 2010 года смогли воспользоваться около 900 человек, 400 из которых — раненные на службе американские военные.
Если пострадавшим при исполнении военным полагается страховка, то обычным гражданам дорогостоящие протезы труднодоступны. Тем более, если речь идет об устройствах, приспособленных для какой-то конкретной задачи — на них обычная страховка не распространяется.
Американские СМИ называют профессора волшебником, но он сосредоточен не на прошлых достижениях, а на решении новых задач. В ближайшей перспективе лаборатория планирует разработать протез для занятий сноубордом, для чего консультируется со спортсменами-олимпийцами. Есть и стратегические задачи.
"Есть три главных вызова, с которыми мы сталкиваемся в этой сфере. Первый — как создать протез, который двигается динамично, как его биологический двойник. Второе — как соединить механизм с телом, чтобы было удобнее и можно было в достаточной степени передавать усилие. И третье — как связать это с нервной системой. Чтобы не только получать информацию из нервной системы, но и возвращать ей информацию с сенсоров, сокращать разрыв между человеком и машиной", — отмечает специалист.