Захар Виноградов, РИА Новости.
В четверг в Женеве впервые за полгода глубокого государственного кризиса, разъедающего украинскую государственность, наконец появится возможность нащупать выход. Возможно, выход не будет найден сразу: слишком глубоки противоречия всех четырех собравшихся на переговоры сторон (России, Украины, ЕС и США), а взаимные претензии носят слишком принципиальный характер. Но главное – начать диалог. Продуктивность же диалога во многом зависит от позиций, которых придерживаются стороны.
Готовы ли они к компромиссам и насколько готова идти на компромиссы сама Украина? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем, обозначить главные противоречия.
Что может дать Украине конституционная реформа
Позиция России с самого начала (с 21 февраля, если считать точкой отсчета государственный переворот, произошедший в Киеве с помощью вооруженных сторонников нынешней власти) была прозрачной и последовательной. РФ предложила провести конституционную реформу, которая учитывала бы интересы всех регионов страны. "Те, кто является искренним другом Украины, украинского народа, — заявил РИА Новости по этому поводу министр иностранных дел России Сергей Лавров, — обязаны заставить нынешние власти перейти от слов к делу и начать подлинный, всеобъемлющий конституционный процесс, процесс конституционной реформы, который позволит всем регионам страны обеспечить свои права в украинском государстве".
Конституционная реформа, с точки зрения российской дипломатии, предполагает два основных пункта – федерализацию Украины, то есть определение границ самостоятельности отдельных регионов (юга, востока, центра и запада Украины) и оформление сложившихся после 16 марта границ государства, то есть конституционное закрепление выхода Крыма из состава страны.
Оба эти пункта являются для нынешней киевской власти неприемлемыми, и вот почему.
Почему Киев выступает против федерализации
Федерализация, то есть изменение самой структуры государственного устройства, для Киева означает потерю управляемости страной. Во всяком случае, потерю управляемости страной в том виде, который сложился на настоящий момент.
Фактически Украиной управляет одна политическая сила – "Батькивщина" Юлии Тимошенко (нынешние и.о. президента, премьер-министр и некоторые ключевые министры страны – выходцы из этой политической силы).
При этом основной политический электорат "Батькивщины", с которым она работала последние 10-12 лет, сосредоточен на западе Украины, в тех самых регионах, которые являются дотационными, живущими за счет другой его части – востока и юга страны, прежде всего Донецкой, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областей. Эти регионы-доноры, получив в результате федерализации значительную самостоятельность (в том числе и экономическую), скорее всего, не захотят и в дальнейшем тащить на себе дотационный запад. А это – удар по нынешней киевской власти, которую привел во властные кабинеты Евромайдан, почти полностью сформированный из выходцев запада Украины.
Иными словами, федерализация для "Батькивщины" равносильна потере электоральной поддержки или, что еще хуже, началом нового, еще более жестокого Майдана, который сметет эту власть за нескольких дней.
Юридическое признание выхода из состава Украины Крыма – еще один фактор, неприемлемый для нынешнего Киева. Тут уже неизбежны "разборки" на ближнем к Верховной раде уровне: и нынешние депутаты, и стоящие за их спинами у подъезда Рады боевики не простят этого нынешним властям. И тогда, возможно, опять начнется новый Майдан, который и в этом случае сметет и без того нелегитимную власть. Ведь сама власть постоянно твердила, что никогда и ни при каких обстоятельствах не признает присоединения Крыма к России. Тем самым она сама закрыла возможности компромисса.
И еще один фактор – время. У нынешней власти времени на проведение конституционной реформы нет. Со дня на день Украина попадет в экономический коллапс – нет денег на пособия и пенсии, золотовалютные запасы тают, а в долг никто не дает. Если до 1 июня не появится сколько-нибудь легитимное правительство, способное вести переговоры, то весьма вероятно начало всеобщей стачки, переходящей в реальную социальную бурю.
О чем могут говорить в Женеве
Как видим, любое движение киевской власти в наиболее правильном для страны направлении – конституционная реформа, федерализация, закрепление сложившихся после 16 марта границ – ведет к восстанию со стороны временных союзников и в конце концов к краху нынешней власти.
Причина этого вполне понятна. Ведь власть – это такая всепоглощающая страсть, которая была последние десять лет главным двигателем и лидера "Батькивщины" Юлии Тимошенко, и ее сторонников. Поэтому они и не могут поступить иначе, просто это такие люди, которые, получив наконец-то почти абсолютную вожделенную власть, не могут, не хотят, не умеют ею поделиться с регионами Украины. Для них любая уступка, любой компромисс – это уже проигрыш, поражение.
Поэтому, как считают эксперты, они готовы начать конституционную реформу, но при обязательных гарантиях проведения президентских выборов 25 мая и признания со стороны ЕС, РФ и США легитимности их результатов. А Крым хотят предложить России в совместное управление. Еще киевские власти жаждут срочных финансовых вливаний в дырявый, как дуршлаг, бюджет страны.
Но с таким пакетом предложений добиться какого-нибудь приемлемого для Киева выхода из кризиса просто невозможно. На это не согласится прежде всего Россия, а именно она в этой четверке переговорщиков является главной, наравне с Украиной, стороной.
Для ЕС вся эта украинская история, начинавшаяся как слегка праздничная, "оранжевая", почти "мирная" (если верить западным СМИ) демонстрация граждан против Януковича, с каждым днем становится все более тяжелым "чемоданом без ручки". Можно сколько угодно рассуждать о "российском следе" в происходящих событиях, об узурпаторе Януковиче, применившем силу для разгона "мирных" демонстрантов, это схема на глазах рушится.
"Демократы" Тимошенко и Турчинов заговорили авторитарным языком. И вообще, как выясняется, они не имеют не только поддержки на значительной части страны, но даже реальных ресурсов, способных контролировать ситуацию на юго-востоке страны. С каждым днем увеличивается протестная масса, фактически в стране наступает анархия. А западные политики, министры иностранных дел стран ЕС, при посредничестве которых Янукович подписал соглашение о мирном урегулировании 21 февраля, теперь напрямую оказываются виновниками развала Украины.
В чем может заключаться американский интерес
Однако ЕС, как считают эксперты, не самостоятелен в выборе действий в отношении Украины. Многие считают основным дирижером украинского кризиса США. И, как считают российские эксперты, главная цель, которую преследуют США, – втянуть Россию в долговременный конфликт, чтобы ослабить ее международные позиции, истощить ресурсы, замкнуть на решение локального в геополитическом масштабе конфликта. Бесспорно, все это имеет место. Но не только. Есть еще и бизнес.
За год до начала украинского кризиса, а именно 7 декабря 2012 года, официально началось строительство Южного потока. Южный поток – это газопровод, который является альтернативой украинской газотранспортной системе, который позволит поставлять российский газ в Европу в обход территории Украины. А именно украинская газотранспортная система являлась мощным политическим и экономическим рычагом давления на РФ со стороны проамериканских сил на Украине.
24 ноября 2013 года, то есть в те самые дни, когда конфликт на Майдане начал переходить в фазу активного противостояния, началось строительство сербского участка "Южного потока". Иными словами, от планов и первых строек на территории РФ (пока возводится компрессорная станция в Краснодарском крае) газовый консорциум перешел к действиям уже в самой Европе. И что важно, акционерами газового консорциума South Stream Transport, который занимается строительством морского участка «Южного потока» являются крупнейшие европейские газовые компании России, Италии, Франции и Германии – "Газпром" (доля в 50%), Eni (доля в 20%), EDF Group (доля в 15%) и Wintershall AG (доля в 15%). Первый газ Южный поток планирует дать уже в конце 2015 года. Это если ничего не помешает планам концессионеров.
Для США, собирающихся к 2017 году выйти на европейский рынок со своим сланцевым газом (в сжиженном состоянии), объемы добычи которого позволяют заместить мощности "Южного потока", крайне необходимо затормозить строительство этого газопровода. И раскручивание украинского кризиса как раз способствует этому торможению.
В общем, и здесь за высокими геополитическими формулами скрываются банальные финансовые интересы. Впрочем, не совсем банальные, если они измеряются десятками миллиардов долларов.
Очевидно, что в этой истории США, в отличие от России, заинтересованы в дальнейшей эскалации напряжения на украинском направлении. А то, что это напряжение может обернуться гражданской войной, если не будет найдено сколько-нибудь приемлемого для всех решения, совершенно очевидно. Позитивным является пока только одно – начало многостороннего диалога. Все остальное зависит от готовности сторон находить компромиссы.