БАНГКОК, 15 апр — РИА Новости, Евгений Беленький. Водные битвы в честь праздника Сонгкран, тайского Нового года, каждый вечер с 13 по 16 апреля превращают центр Бангкока в сплошную пешеходную зону, где толпы мокрых с ног до головы людей, измазанных разведенным в воде гигиеническим тальком, пытаются облить как можно больше участников праздника вокруг себя.
Правилам дорожного движения в Бангкоке дали отдохнуть
Езда по Бангкоку в Сонгкран — обычно сплошное удовольствие, если не заезжать в самый центр города. До 70 % жителей столицы празднуют Новый год по южно-буддийскому календарю за пределами таиландской столицы. Выходцы из других провинций едут домой, к родителям и родне. Коренные жители столицы, которых здесь меньшинство, стараются на время праздника попасть на отдых за границу или в дальние северные провинции, где менее жаркий климат. В этом году апрель в Таиланде выдался особенно жарким: днем температура достигает 38-39 градусов в тени, а ночью снижается лишь на четыре-шесть градусов.
Тем не менее, в городе остается достаточно людей, особенно молодежи в возрасте от 15 до 20 лет, которые до отказа заполняют выделенные для празднования и временно превращенные в пешеходные зоны центральные улицы района Силом.
На других центральных улицах автомобильное движение разрешено, и по ним разъезжают пикапы с бочками воды и мокрыми "бойцами" в кузове. "Бойцы" вооружены водяными пистолетами самых разных конструкций. На некоторых пикапах установлено куда более серьезное "оружие": электрические насосы и шланги с распылителями, которыми обычно пользуются на автомобильных мойках.
Пикапам противостоят пешие воины с не менее высокотехнологичным оружием, а также другие пикапы. Встреча двух "боевых" автомобилей, следующих в разных направлениях, блокирует все движение на 10-15 минут. А так как ездят все по кругу, не удаляясь от центра притяжения — временно ставшей пешеходной зоны Силом, — такие заторы происходят почти постоянно.
Мотоциклы, на которые садятся по трое (водитель и два "бойца" с водными пистолетами), снуют везде, причем чаще всего они движутся против направления движения автомобилей. Когда вы стоите в пробке, вызванной очередной встречей двух пикапов, внезапное появление стаи мотоциклистов, лавирующих между автомобилями и выезжающих прямо на вас, — зрелище не для слабонервных.
Когда затор заканчивается, и вы со вздохом облегчения нажимаете на педаль газа, та же туча мотоциклов внезапно появляется сзади и начинает на большой скорости "обтекать" ваше транспортное средство с обеих сторон. Почти не снижая скорости, мотоциклисты делают разворот перед вашим капотом, иногда даже упершись в него рукой для равновесия, и едут куда им надо, один за другим, ничуть не боясь, что вы не успеете отреагировать и размажете их вместе с пассажирами по мокрому асфальту. Это не их забота, а ваша, раз вы уж решились посетить Сонгкран.
Полиции в эпицентре гулянья не видно нигде. На периферии района, где движение более упорядочено, полицейские посты останавливают мотоциклистов и проверяют документы. По рассказам стражей порядка, в Сонгкран на Силоме полиции каждый год удается обнаружить до десятка ранее угнанных мотоциклов, числящихся в розыске.
Неудачный поворот
В понедельник вечером, после посещения Силома, корреспондент РИА Новости снова выехал в район интенсивного празднования вместе с одним из своих друзей, российским дипломатом, чтобы поужинать неподалеку. Объехав по периметру большую часть района празднования, дважды увернувшись от роя мотоциклов, россияне случайно сделали неверный поворот и выехали прямо на середину улицы Силом, забитой мокрым празднующим народом. Машину мгновенно обступила толпа, перекрыв все пути к отступлению.
В следующие полтора часа автомобиль, совершенно инородное тело в плотной толпе, полз вперед почти по пяткам людей со скоростью улитки. Со всех сторон рядом с ним, опираясь на него, размазывая на нем белыми от талька руками немыслимые новогодние узоры, медленно шли люди. Общей реакцией на двух "фарангов" (белых иностранцев), запертых в машине посреди толпы, было доброжелательное любопытство. Россиян благословляли и лили воду на крышу и стекла автомобиля. Некоторые фотографировались на фоне наших лиц, бледных от боязни наехать на чью-нибудь ногу.
Некоторые оставляли на боковых стеклах долгие белые поцелуи измазанных тальком губ. Другие, видя, что мы от безысходности начали фотографировать толпу, вставали в красивые позы. При этом приходилось постоянно очищать лобовое стекло потоками воды из бачка стеклоомывателя, брызгая на идущих рядом и, таким образом, тоже участвуя в празднике.
Сонгкран в Таиланде — главный праздник года
Сонгкран, или Новый год по южно-буддийскому календарю, празднуют под разными именами в Таиланде, Лаосе, Мьянме, Камбодже и на Шри-Ланке, то есть в тех странах, где основной религией является южная ветвь буддизма, тхеравада.
Однако Сонгкран — это не чисто религиозный праздник, за многие века он стал массовым и истинно народным. В обстановке восьмилетнего политического конфликта в Таиланде Сонгкран — это прежде всего перемирие, когда все стороны конфликта на десять дней забывают о своих претензиях друг к другу и вместе веселятся до упада на улицах. В прошлом на Новый год прерывались феодальные династические конфликты и даже войны между соседними буддийскими королевствами. Сегодня на Сонгкран прерывается гражданский конфликт, который после праздника наверняка вспыхнет с новой силой.
Основная церемония встречи Нового года — омовение статуй Будды в храмах и домах и обливание водой старших и уважаемых людей. От этой церемонии со временем и произошла водяная война на улицах.
Сначала поливают ароматической водой изваяния Будды. Затем принимаются за старейшин семей и семейных кланов, а также начальников и руководителей госаппарата и бизнеса. Уважаемому человеку медленно, даже нежно выливают за шиворот ароматизированную воду. Каждый поздравляющий должен вылить по стакану. Некоторым уважаемым людям приходится часами стоять и принимать "водяные" поздравления.
На улицы традиция поливания водой, уносящей беды прошлого года и несущей пожелания счастья, выплеснулась только в XX веке. Группы молодежи занимали позиции на углах улиц и начинали поливать из сосудов, банок и бутылок всех проходящих и проезжающих, желая им счастья.
Для таиландской молодежи XXI века Сонгкран приобрел совершенно особое значение: он стал в гораздо большей степени праздником любви, чем День святого Валентина. В Сонгкран принято признаваться в любви своему предмету обожания, а среди устоявшихся подростковых пар принято в эти дни переводить отношения в стадию близости. Для людей среднего возраста Сонгкран — символ семейного очага.
Сонгкран — добрая, мирная традиция, несмотря на водяные войны на улицах городов.
"Очень хочется, чтобы у нас здесь происходили только водяные баталии, и только с их помощью решались бы политические конфликты. К сожалению, это невозможно, и вот-вот наступят будни, а вместе с ними вернется и конфликт", — говорит с грустью Нитипум Наваратна, депутат парламента и известный в Таиланде обозреватель газет и телевидения, с которым корреспондент РИА Новости встретился в центре Бангкока вечером в понедельник, после своего "неудачного поворота".