МОСКВА, 14 апр — РИА Новости. Мировая премьера инсталляции "Золотой век русского авангарда", созданной британским художником и режиссером Питером Гринуэем и его супругой, нидерландским режиссером Саскией Боддеке, состоялась при их участии в московском Центральном выставочном зале "Манеж" в понедельник и стала официальным открытием перекрестного Года культуры РФ и Великобритании.
Этот проект создан специально для "Манежа". Гринуэй и Боддеке с помощью мультимедийных технологий "оживили" более тысячи шедевров русского авангарда. Это репродукции работ Кандинского, Мейерхольда, Маяковского и других авторов. Основой экспозиции стал "Черный квадрат" Казимира Малевича. Произведения для инсталляции были предоставлены Третьяковской галереей, Русским музеем, нидерландским Музеем ван Аббе, нью-йоркским Музеем современного искусства и другими. Выставка продлится до 18 мая этого года.
Под знаком Года культуры Великобритании и РФ
"Я очень рад, что этот проект осуществился. Впереди много интересных проектов — и в российской, и в британской программах. К сожалению — по известным причинам, — политического присутствия наших партнеров британских нет, хотя мы с ними провели всю подготовительную работу, и я должен сказать им слова благодарности", — сказал перед открытием выставки спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Он добавил, что в данный момент идут переговоры, чтобы показать "Золотой век русского авангарда" в Великобритании и Китае. По его словам, эта выставка — великое размышление не только о русском авангарде, но именно о мире и о человеке. Также Швыдкой рассказал, что когда-то в качестве актера принимал участие в дубляже одного из фильмов Гринуэя — "Чемоданы Тульса Люпера". "Так что я благодарен Питеру, что он дал мне подработать в свободное от работы время", — пошутил он.
Новый взгляд на шедевры русского авангарда
Гринуэй и Боддеке приехали в Москву, чтобы представить свой проект. Они поблагодарили всех, кто помогал им в организации этой выставки.
"Самый большой вклад в нашу совместную деятельность внесла Саския Боддеке. И вы должны выразить благодарность ей. Я бы хотел поблагодарить всех замечательных людей, которые внесли вклад в организацию этой выставки. Увидев эту выставку, вы, возможно, будете удивлены. Это очень и очень субъективный взгляд на русский авангард", — сказал Гринуэй.
В свою очередь, Боддеке также выразила благодарность всем, кто работал над "Золотым веком русского авангарда". Она отметила, что выставка похожа, скорее, на кино.
"Это больше напоминает кино. Мы хотим, чтобы вы бродили по выставке, перемещались — можете сидеть, можете стоять. Нужно провести на выставке не менее полутора часов, чтобы понять то, что мы хотели вам показать", — пояснила она.
Боддеке отметила, что ей бывает обидно, когда "Золотой век русского авангарда" иногда целиком представляют как проект исключительно Гринуэя.
"Это в основном мой проект. Нет, конечно, это нельзя представить без Питера. Он написал либретто, но все инсталляции сделаны в основном мной", — сказала она.
Гринуэй и Боддеке
Питер Гринуэй — автор фильмов "Контракт рисовальщика", "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Записки у изголовья". Неоднократно номинировался на премию Каннского фестиваля и многих других. Также создал множество мультимедийных инсталляций, в том числе проекции картин "Ночной дозор" Рембрандта и "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. В феврале этого года Гринуэй был награжден премией BAFTA за вклад в искусство.
Саския Боддеке — режиссер мультимедийного театра. В качестве инструментов использует множественные проекции, компьютерное программирование. Среди ее работ мультимедийные инсталляции "Дети урана", "Зеркало Рембрандта".